На таких фильмах я вспоминаю, что такое кино, зачем оно. "Однажды в Анатолии" воспринимается очень свежо. Ты сразу, без предыстории погружаешься в ночной мир, где только пустые поля, сильный ветер и светящиеся конусы света фар. Несколько машин с полицейскими, прокурором и закованным в наручники подозреваемым едут по темной дороге между полей, периодически высаживаются, выталкивают подозреваемого, но без зверств — и ищут какое-то конкретное место. Но все места здесь кажутся одинаковыми — колышущееся море мелких злаков, холмы, редкие деревья. Люди в возрасте, все — разные, у кого-то побаливает спина, кто-то устал, кто-то готов побалагурить. Едет с ними и проницательный доктор, который переживет за ночь и последующий день несколько откровений.
"Однажды в Анатолии" — поэтичная и одновременно очень реалистическая работа. Фильм как-то... изящен. Находясь в пустых ночных полях, люди не сжаты в тисках цивилизационных графиков, а потому начинают ощущать беспокойство, задаваться философскими вопросами, многое, что волновало в глубине души, больше не задавлено ритмом города. Усталые, герои оказываются в селе — и видят настоящее чудо. Здесь сразу несколько героев переживают трагедию, но все происходит тихо, без показных эффектов. Особенно необычно раскрывается "притча" о красивой женщине, которая решила умереть в определенный день своей жизни. Сначала кажется, что это просто очередной "тост" от прокурора, но дальше история становится детективом и драмой в миниатюре.
Ну и, конечно, режиссер поразительно показал появление "ангела" посреди недовольных, погруженных в мысли усталых мужчин. По-гоголевски убедительно и красочно выписанные персонажи — и сила невинности в действии. Одно из самых необычных роад-муви, что я видела. Вот, например, лица до и после:
Также мне подумалось, что здесь интересно раскрывается тема работы врача, не так давно ярко освещенная в "Морфии" Балабанова.