Владимир Гордеев:
Рецензия на фильм Мела Гибсона про мексиканскую тюрьму
Неожиданно посмотрел фильм, органично сочетающий натурализм никому не известной бразильской криминальной драмы "Пишоте" (ну, как бы никому не известной) с брутальностью традиционного голливудского боевика (а начало картины отчего-то напоминает французский хит советского проката 80-х "Ограбление" с Бельмондо).
Вся эта кутерьма как-то складно превращается в полноценный фильм, в котором американец, профессиональный грабитель банков, попадает в мексиканскую тюрьму и начинает заниматься привычным для американского киногероя занятием: двигаться вверх по социальной лестнице.
Мексиканская тюрьма – это город. Там живут люди. Люди живут семьями, и это необычный, колоритный момент.
Американский же герой, гринго, изгой, одиночка, примазывается к одной из неполноценных мексиканскиз семей, начинает ее защищать и одновременно двигаться вверх – к собственной свободе.
Фильм всецело посвящен путешествию героя на вершину. В финале фильма герой – по идее, по голливудской традиции, – должен взорвать систему. Но он ее не взрывает.
Взрыв, однако, происходит. Причиной являются "катастрофические внешние факторы". А герой решает свою локальную задачу. В итоге все довольны.
Режиссер-дебютант, как сообщает imdb, (дебютант ли???) Адам Грюнберг снял очень фактурный, убедительный фильм с солидными массовками. Фильм заточен под предыдущие режиссерские работы Гибсона: "Страсти Христовы", "Апокалипто". Причем фильм сделан умно, я поражён: как только "фактура" начинает заебывать, тут же начинается экшн.
Два грустных клоуна уёбывают на "Понтиаке" от американских ментов вдоль здоровенного стального забора, разделяющего США и Мексику. В конце концов, поднатужившись, клоун за рулём использует кучу песка, как трамплин, и перепрыгивает забор — но тут его ждёт сурприс: мексиканские менты. Так Мэл Гибсон попадёт в турму, больше похожую на Вавилон периода до потопа, откуда, сюдя по его настроению, ему выйти — как два пальца обоссать, надо только поднатужиться, чтоб вернуть украденные мексиканскими ментами деньги, и не дать местному тюремному авторитету порезать на куски десятилетнего пацана.
Я думаю, было так: после провала "Возмездия" Мэл задумался. Что такое? Что я делаю не так? Вроде бы — это тот же я, звезда "Безумных Максов", зрители же меня любят! И играю... ну, как умею. Почему провал? Наверное, во всем виноваты ёбаные сценаристы, которые не могут написать нормальный боевик, и ёбаные режиссёры, которые не умеют меня снимать!
О Мэл, как ты оказался прав. Стоило тебе самому написать себе сценарий, и вырастить себе режиссёра — как ты попал в яблочко. Совершенно не хватающий ниоткуда звёзд, непретензиозный, простой и удивительно клёвый олдскульный фильм. Тут есть драйв, запутанные расклады, простые человеческие чувства, мочилово, разнообразный чёрный юмор и Питер Стормаре. Что ещё надо для идеального жанрового фильма?
Результат не заставил себя ждать: 80% на гнилых томатах и благожелательный зритель, который понёс в мультиплексы свои денюжки. Что ж, старый Мэл борозды не испортил.
P.S. В поисках информации о кассовых сборах фильма нашёл забавное: на боксоффисмойо картины нет вообще, а на имдб приведены данные только по России и Украине. А что, нигде больше фильм не прокатывался, штоле?
А вы знали, что в мексиканской тюрьме туалет — платный? А вы знали, что в мексиканской тюрьме живут женщины и дети и ходит целый табор? А вы знали, что в мексиканской тюрьме преступники постоянно с оружием? А вы знали, что в мексиканской тюрьме есть казино? А вы знали, что в мексиканской тюрьме все такие долбоебы, что их можно обворовать, как лошков, и ничего за это не будет, если ты Мел Гибсон? А вы знали, что в мексиканской тюрьме охранники с вышек прикрывают мафию? Если нет, то "Веселые каникулы" расскажут и покажут.
Картина смотрится словно "Безумный Макс" или фильм "Аминь!", но подкупает наглостью. Скажем, чтобы убить злого босса Гибсон просто кидает гранату в комнату — и выходит, перед этим представляясь Клинтом Иствудом. В киномире 2012, где каждый старается выпендриваться по максимуму, где народ влюблен в нового хипстера Шерлока или Декстера с нервной улыбкой и руками в перчатках, такая грубость вызывает симпатию. Годный фильм, одобряю, походит на спродюсированные Бессоном в его лучшие годы боевики по степени куража и сумасшествия, только Гибсону что-то нужно делать с лицом — у него лицо человека, который вот-вот отдаст коньки. Старое, тяжелое, темное лицо.