Мор:
Индивидуализм как самый эффективный раздражитель
Фильм, суровый как самураи на старых гравюрах. Мэйко Кадзи превращает в жестокий вестерн все, к чему прикасается. Тюремное экспло стало натуральным манифестом неповиновения. Мэйко Кадзи невозможно победить, потому что даже лежа в отбросах, связанная и избитая, она не сдается. Она не способна сдаться, у нее нет опции "страх" или "компромисс". От красоты неповиновения перехватывает дыхание.
Сюжет "Заключенной" таков: Нами помогает копу, в которого она влюблена по уши, и внедряется ради него в криминальную группировку. Но коп предает ее, отдает на потеху преступникам и смеется. Это происшествие, данное в фильме парой минут, меняет Нами — едва оправившись, она нападает на бывшего возлюбленного с ножом, чтобы отправить предателя к праотцам. Ее помещают в тюрьму, но дело должно быть доделано, злодей должен быть убит. Бешеная энергия Нами, замаскированная невозмутимым серьезным лицом, постоянно вырывается наружу. "Заключенная" начинается со сцены побега. Там, где ее товарка падает и боится, Нами лупит дубиной собаку, отнимает винтовку у догнавшего охранника, а когда побег не удается и преследователь ставит начищенный сапог на лицо женщине, Нами только сверкает глазами. В этот раз не вышло — получится в следующий. Она несгибаема, потому что Мэйко Кадзи сгибаться не умеет.
"Заключенная" необычна тем, что главная героиня не примыкает ни к кому, ее индивидуализм вдохновляет. Обыкновенный герой сколотил бы банду из местных женщин и победил бы тюремщиков, но Нами настраивает против себя и заключенных, и надзирателей. Она слишком горда, подчеркнуто отстранена, не идет на уступки, а полное холодной ярости молчание Нами так и вовсе походит на воткнутый клинок, поэтому героиню ненавидят все. Заключенные — за то, что она слишком сильна, бескомпромиссна, она не идет на мелкие соглашения, на которые идут остальные; тюремщики взбешены неподатливостью героини, демонстрирующей то, что они не справляются с обязанностями. "Заключенная" — гимн индивидуализму, несгибаемому достоинству, неожиданно проявившийся внутри тюремного экспло. "Копай яму", — приказывают Нами, когда все остальные уходят спать. И она роет, даже не думая просить о пощаде, роет всю ночь, продолжает рыть утром, когда опухшие тюремщики понимают, что ее не так-то просто сломить. Взгляд исподлобья, рассыпавшиеся по плечам волосы. Этого зверя так просто не возьмешь. И наказание превращается в наглую демонстрацию того, что над ней не захватить власть.
Несмотря на это, "Заключенная" не избежала проблем любого экспло — там есть ненужная эротическая сцена, много глуповатого насилия, которое облагораживает только присутствие Кадзи. Интересно другое — в фильме присутствует набор сюрреалистических сцен, сопровождаемых нойзовой музыкой. Особенно мне понравилась сцена в душе. Голая женщина нелепо бежит по душевой, услаждая глаза зрителя своим дебелым телом, затем падает, раскраивает лицо — и начинается кабуки.
Этот образ так вдохновлял других режиссеров, что оммаж леди Скорпион нашелся даже в недавно просмотренном "Откровении любви".