Награды: Академия НФ, фэнтези и хоррора — лучший сценарий. ASCAP Film and Television Music Awards — лучшая музыка..
Интересные факты о фильме:
Джек Николсон и сценарист Джим Харрисон вынашивали проект 12 лет.
Музыку к фильму должен был писать Джон Уильямс, но композитор чисто физически не успел, так как работал над музыкой к "Списку Шиндлера", "Парку Юрского периода".
Майк Николс хотел, чтобы главную роль играла Мэу Фэрроу, но этому помешал скандальный развод актрисы с ее мужем Вуди Алленом. Потом роль предлагали Шарон Стоун, но она отказалась.
Выпуск "Волка" задержался на 8 месяцев, так как пришлось переснять третью часть.
Несмотря на то, что фильм про оборотней, слово "оборотень" ни разу не произносится.
Интересный фильм про оборотней, авторы которого используют всевозможные клише "фильмов про оборотней" и в то же пытаются от них абстрагироваться. Например, в "Волке" ни разу не упоминается слово "оборотень".
В фильме есть одна сцена, обставленная совершенно классически: к престарелому специалисту "по оборотням", приходит главный герой, укушенный волком-оборотнем. Специалист сообщает герою, что любой человек, даже не укушенный оборотнем, может быть животным. Причина дикости: эффект плацебо, психозы, всё такое. Но, – и этого уж не отнять, – с развитием человеческой цивилизации грань между человеком и зверем становится всё толще (( Да и вообще оборотней не бывает!
Однако, специалист дарит герою талисман, который может спасти того от припадков беспамятства и безумия... А потом – внезапно – просит взамен укусить себя за руку!
Конечно, конечно. Ведь болтовня о том, что "каждый человек может быть животным" не к месту, потому что героя картины, главного редактора крупного нью-йоркского книжного издательства, укусил самый настоящий волк-оборотень!
Демонический Джек Николсон играет этого самого укушенного редактора. И, кстати, такое ощущение, что эта роль – одна из редчайших положительных ролей в его карьере за 80-90-е годы.
Суперскиллы, приобретенные редактором после укуса Волка-оборотня, позволяют ему стать жестким, агрессивным бойцом, не ведающим поражений. Животная жестокость, отсутствие сомнений, точечность выпадов, мощь и агрессия, приобретенные после укуса волка, помноженные на человеческий интеллект, опыт и связи, обретенные Уиллом Рэндаллом за годы работы, помогают ему одержать грандиозную победу в борьбе за "место под солнцем". Ведь у издательства сменился владелец, и новый хозяин (которого явно тоже в свое время кто-то укусил) решил сплавить Уилла на пенсию.
В финале фильма два зверя (Уилл и его протеже, который пытается занять его место и которого Уилл в порыве слепой ярости опрометчиво укусил, и тот тоже стал оборотнем) сталкиваются в яростном поединке.
В фильме, конечно, есть и женщины, но они – побоку. Потому что в мире животных, как правило, всё решают самцы. Присутствие в кадре красотки Мишель Пфайффер, которая играет дочку нового владельца издательства и запала на зверя-Уилла, только подчеркивает этот закон.
Кинокартина "Волк" сделана очень толково, образно, поэтому смотрится с интересом. Но Майк Николс совершенно не умеет снимать фильмы ужасов.
Поэтому "Волк" воспринимается как аллегория, как фэнтезийная "производственная драма". А "страшные сцены", которые, по-видимому, были обязательны… – они, конечно, сделаны старательно… но напоминают глуповатый цирк.