Режиссер:
Роберт Земекис. Сценарий: Боб Гейл, Роберт Земекис, Оператор: Дин Канди, Композитор: Алан Сильвестри.
В главных ролях: Майкл Дж. Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон. В ролях: Элайджа Вуд, Томас Ф. Уилсон, Элизабет Шу, Джеймс Толкан, Джеффри Вайсман, Кэйси Семашко, Билли Зейн.
Награды: BAFTA — лучшие спецэффекты. Академия НФ, хоррора и фэнтези — лучшие спецэффекты. BMI Film & TV Awards — лучшая музыка. Young Artist Awards — лучший семейный фильм в жанре мюзикл или фэнтези. Golden Screen, Germany.
Интересные факты о фильме:
Майкл Джей Фокс сыграл себя в старости, сыграл своего сына, свою дочь и бабушку. Нанесение грима занимало около 4-5 часов. Эпизоды были отсняты без применения компьютерных спецэффектов, кадры просто накладывались один на другой. Весь реквизит, попадавший в кадр, приходилось приклеивать, чтобы он не сдвинулся при последующей съемке одной и той же сцены.
Одна из идей для сиквела предполагала точно такое же развитие сюжета на протяжении первых двух третей, однако в заключительной части фильма старый Бифф должен был отдать спортивный альманах молодому Биффу в 1960-е гг, а не в 1955 году. Когда Марти и Док отправились в прошлое, чтобы его остановить, Марти случайно встречался со своими родителями, ставшими хиппи, и чуть было не помешал своему зачатию. Роберт Земекис решил, что данная концепция очень похожа на первый фильм, и придумал идею показать оригинальную картину под другим углом с двумя Марти в 1955 году.
В 2015 году можно заметить несколько машин из других фантастических фильмов, включая "Spinner" из "Бегущего по лезвию" (1982) и "StarCar" из "Последнего звездного война" (1984). Другие машины в большинстве случаев – модифицированные "Ford Probes" и разные модели "Mustang", а также различные концепт-кары, а машина Грифа Тэннерса – модифицированная BMW шестой серии.
За пять лет, прошедших с момента окончания съёмок "Назад в будущее" (1985), Майкл Дж. Фокс разучился кататься на скейтборде.
Съёмки второй и третьей частей фильма велись одновременно.
Во второй серии "Назад в будущее" мы становимся свидетелями целого каскада приключений во времени. Здесь фигурируют сразу четыре эпохи: прошлое (1955), будущее (2015) и настоящее, причем в двух ипостасях. По насыщенности действия вторая часть значительно превосходит как первую, так и третью. Причем все сделано очень четко, без путаницы, которая, например, фигурировала в другом первоклассном фильме о путешествиях во времени – "Двенадцати обезьянах"Гиллиама.
Однако вторая серия лишена того восхитительного аромата "ретро", которым была пронизана первая серия.
Самые привлекательные сцены в фильме – виды будущего или, если хотите, "виды на будущее". Я припоминаю, как в школе нам задавали писать сочинение на тему "Какой вы видите школу будущего?". Все выдумывали кто во что горазд, но у подавляющего большинства с фантазией было туго, поэтому "школы будущего" походили одна на другую и напоминали образы из диафильмов по рассказам Кира Булычева. Роберт Земекис с азартом школьника и своей несравненно более богатой, чем у школьника, фантазией (плюс фантазия сценариста Боба Гейла) живописует будущий мир, причем делает это остроумно, чуть ли не сатирически.
Но вот мы уже почти дожили до тех благословенных времен, которые описываются в фильме. "Виды будущего" воспринимаются иначе, нежели двадцать с гаком лет назад. И видим, что у Земекиса идет гигантский разброс. С одной стороны – всякие там летающие автомобили и террор благопристойности, весьма противоречивый (за малейшее нарушение закона сажают на пятнадцать лет, но при этом вполне себе продолжают существовать неблагополучные "раёны"). А с другой стороны – вульгарный и аляповатый стиль в одежде и интерьерах, совершенно не изменившийся с 80-х. Пожалуй, единственное, где попал в точку Земекис, – это будущее засилие 3D. В "Назад будущее 2" тридэ даже выплеснулось на улицу, – например, Макфлая пытается сожрать объёмная акула с афиши очередной серии "Челюстей" (кстати, ее режиссером значится реальный сын Стивена Спилберга, которому на момент выхода фильма Земекиса было лет десять или типа того).
В картине "Назад в будущее 2" режиссером доводится до зрителя острая мысль, что в Америке достичь жизненного успеха настолько сложно, что приходится обращаться к помощи машины времени, чтобы можно было корректировать каждый сделанный шаг.