Режиссер:
Роман Полански. Сценарий: Жерар Браш, Роман Полански (по роману Роланда Топора), Оператор: Свен Нюквист, Композитор: Филипп Сард.
В главных ролях: Роман Полански. В ролях: Изабель Аджани, Мелвин Дуглас, Джо Ван Флит, Бернар Фрессон, Лиля Кедрова.
Интересные факты о фильме:
Композитор Филипп Сард выбрал в качестве основного музыкального инструмента для саундтрека стеклянную гармонику, искусство игры на которой было утеряно еще в начале ХХ века. А выбрал потому, что, сидя в ресторане и рассказывая про фильм, Полански постоянно скреб ногтем стекло. Версия для печати
Сюрреалистический "Жилец" Романа Поланского, конечно, перекликается с его более ранними картинами "Отвращение" и "Ребенок Розмари". "Жилец", можно сказать, их смесь, жуткая квинтэссенция.
В "Отвращении" врагом человека была пустая квартира, в "Ребенке Розмари" – соседи. В "Жильце" врагом человека становятся и соседи, и квартира, которой герой с таким упорством добивается и которая вместо убежища оказывается клеткой для разума. Да и действительно, она напоминает клетку по своей структуре. Тонкие, словно бы ячеистые стены, сквозь которые пролазит любой случайный звук и шорох. Через окно, выходящее во двор-колодец, видно окно общественного, единственного на весь дом туалета (при том, что дом немалый), и видно через окно, что в сортире подолгу неподвижно стоит то один, то другой человек, и стоит, как правило, в деловом костюме, но с неопределенной целью, явно не собираясь ни по большому делу, ни по маленькому.
Cмотрит же этот человек не куда-нибудь, а прямо в окно Трелковского и разве что не тычет в него пальцем, как в обезьяну в зоопарке.
Черепная коробка жильца Трелковского сама превращается в квартиру, куда проникают страшные мысли и поселяются там. Трелковский уверен: все соседи, жильцы его проклятого дома, хотят свести его с ума, довести до самоубийства. Именно так они поступили с предыдущей жиличкой, чье переломанное тело, забинтованное как мумия, он видел в больнице, куда зачем-то приперся в начале картины с глупым кульком апельсинов в руках.
Линией старта прогрессирующего безумия становится новоселье. Поутру, нагруженный огромными мешками с мусором, Трелковский выслушивает отповедь владельца дома на лестничной клетке. "Чтобы больше никакого шума, никаких гостей!" – говорит угрюмый, величественный старик, до безумия напоминающий Романа Кастевета из "Ребенка Розмари", который, в свою очередь, напоминал вышедшего в отставку вампира из фильмов студии "Хаммер". Трелковский, переминаясь с ноги на ногу, изо всех сил извиняется и даёт всяческие гарантии, а в это время из переполненного мешка у него в руках на ковровую дорожку бесшумно падают шкурки от бананов. Старик уходит в квартиру, Трелковский бежит на помойку, попутно роняя на пол ошметки вчерашнего праздника. Через минуту, возвратясь с помойки, Трелковский не найдет на лестнице разбросанного им мусора... Блестящая, жуткая сцена!
Что еще объединяет "Жильца" с "Ребенком Розмари", так это то, что в конечном итоге заговор становится глобальным. У любого героя фильма ужасов есть шанс не идти в темноту, не поворачивать ручку двери, за которой таится проклятие. У Трелковского был шанс покинуть дьявольскую квартиру, но он этого не сделал своевременно, – как же, ведь "мой дом – моя крепость", к тому же он так долго унижался перед владельцем дома, чтобы снять эту халабуду. А потом было поздно. Когда он пытается сбежать и обрести покой в солнечной, уютной квартирке Изабель Аджани, оказывается, что зло проникло и туда. Теперь весь мир, окружающий Трелковского, охвачен злом, и каждый человек в этом мире для Трелковского – страшный сосед.