Режиссер:
Стенли Кубрик. Сценарий: Далтон Трамбо, Питер Устинов (по роману Говарда Фэста), Оператор: Расселл Метти, Композитор: Алекс Норт.
В главных ролях: Кирк Дуглас, Лоуренс Оливье, Джин Симмонс, Чарльз Лотон, Питер Устинов. В ролях: Тони Кертис, Джон Гэвин, Нина Фош, Джон Айрленд, Херберт Лом, Джон Долл.
Награды: 4 "Оскара" — лучший оператор, художник по декорациям, художник по костюмам, монтаж. "Золотой фильм" — лучший фильм (в жанре "драма"). Motion Picture Sound Editors, USA — лучший монтаж..
Интересные факты о фильме:
Стенли Кубрик занял режиссерское кресло после того, как Кирк Дуглас поссорился с Энтони Манном. По словам Питера Устинова, Манн успел снять только эпизоды с соляными шахтами.
Стенли Кубрика не дали править сценарий, хотя он считал его глупым и морализаторским. После того, как "Спартак" собрал в прокате 90 миллионов долларов (при бюджете 12 миллионов), такая ситуация не повторялась.
Звук толпы, скандирующей "Спартак! Спартак" были записаны в 1959 году на футбольном матче в Мичигане.
Страстный сионист Дуглас хотел, чтобы история Спартака была символом истории еврейского народа, но сценарист Дональд Трамбо видел в этом аллюзию на современную политику и холодную войну.
От роли Варинии отказались Ингрид Бергман, Жанна Моро и Эльза Мартинелли.
Оператор Рассел Метти ушел со съемок, так как Кубрик, профессиональный фотограф, не давал ему снимать.
"Спартак" — один из трех фильмов в истории кино, который получил "Золотой глобус", но не был даже номинирован на "Оскара".
В 1967 году по требованию Римской католической группы из картины была вырезана четырёхминутная гомоэротическая сцена, в которой римский патриций Красс пытается соблазнить своего раба Антонина. Полная версия фильма восстановлена лишь в 1991 году.Версия для печати
Почти все известные режиссеры, ставшие классиками, снимали "пеплумы" – масштабные костюмные постановки на тему давнего героического прошлого человеческой цивилизации. Было это тогда, есть это и счас. Например, Ридли Скотт здорово поправил свою карьеру постановкой "Гладиатора", а вот Оливер Стоун, напротив, положение усугубил, сняв "Александра".
Не избежал испытания "пеплумом" и Стенли Кубрик. Его "Спартак" примечателен в том плане, что полностью развязал режиссеру руки. "Спартак" имел огромный коммерческий успех, и с тех пор Кубрик получил полный контроль над кинопроизводством, а также бюджет, который пожелает. Вот какое доверие заслужил молодой американский режиссер. Образно выражаясь, он сел Спартаку на хвост, и лидер восстания рабов вывел Кубрика из продюсерского рабства.
О самом фильме сказать нечего. Уверен, если бы Энтони Манн не посрался с главной звездой фильма Кирком Дугласом и не был изгнан с режиссерского поста, картина получилась бы точно такой же.
Фильм масштабный? Да. Красочный? Да. Эффектный? Ну, сейчас снимают, конечно, поэффектнее. Могут, например, к гладиаторской арене пририсовать тигров и львов.
Для тех, кто в танке, вкратце опишу сюжет. ≈40-летний Спартак, проведший в рабстве всю жизнь, из каменоломен переезжает в школу гладиаторов Лентула Батиата (фильм, снятый по роману Говарда Фаста – еврея российского происхождения, отвергает общую мысль, что Спартак некогда был свободным). Там ему как-то раз приводят Варинию, главную героиню фильма, такую же рабыню, как он сам. Никогда в жизни не имевший половых сношений Спартак – в растерянности. Он и девушка приходят к мнению, что не будут тупо сношаться, поскольку не животные. Таким образом, Вариния достается другим, но между ними пробегает "искра". Первая половина фильма – драматические сцены гладиаторской муштры и смертей на потеху высокопоставленной публики. Вторая половина – локальное восстание гладиаторов в школе Батиата и массовое повстанческое движение, организованное Спартаком, который проявил себя настоящим лидером. А что же Вариния? Вариния, которая своей строптивостью произвела впечатление на римского консула Красса, продана ему Батиатом, однако по пути в Рим сбегает и в один прекрасный момент встречается с уже свободным Спартаком. Красс вообще является одним из катализаторов гладиаторского восстания: он, во-первых, вынуждает Батиата провести в школе роковое сражение между двумя парами гладиаторов-товарищей, чем сильно выбешивает Спартака, одного из участников боя. Во-вторых, покупает Варинию, чем окончательно Спартака добивает. Так глупая прихоть зажравшегося представителя элиты повлекла массовую смуту и пролила кровь тысяч людей.
"Спартак" оказался одним из немногих голливудских блокбастеров, весьма оперативно закупленных советским госкинопрокатом. Да и было бы странно, если бы страна, в которой половина спортивных обществ носит имя знаменитого гладиатора, этого не сделала. Болельщики московского "Спартака" обеспечили фильму хорошую кассу.