Режиссер:
Ридли Скотт. Сценарий: Тодд Робинсон (по книге Чарльза Гига-младшего и Феликса Саттона), Оператор: Хью Джонсон, Композитор: Джеф Рона.
В главных ролях: Джефф Бриджес. В ролях: Райан Филипп, Кэролайн Гудолл, Джон Сэвидж, Скотт Вулф, Джереми Систо, Бальтазар Гетти.
Награды:
В фильме снималась марсельная шхуна "Глаз ветра", построенная в 1911 году и в 1975 году переоборудованная в бригантину (сейчас она и вовсе — бриг). Кроме "Белого шквала", "Глаз ветра" снималась в лентах "Голубая лагуна", "Тай-Пэн" и "Остров дикарей".
Фильм основан на реальных фактах. Авторы книги, через три года после того как затонул "Альбатрос" отправились служить во Вьетнам.
После успеха "Тельмы и Луизы"Ридли Скотт почти все 90-е проработал под эгидой "Голливуд пикчерс", дочерней компанией "Уолт Дисней", и это была эпоха коммерческих провалов Скотта.
В частности, сокрушительным провалом, как коммерческим, так и художественным (с точки зрения подавляющего большинства американских кинокритиков) стал фильм "Белый шквал".
Фильм "Белый шквал" мог быть экранизацией какой-нибудь повести Владислава Крапивина "о парусах", но стал экранизацией американской книжки. Эту книжку написали два чувака – повзрослевшие участники драматических морских событий.
Оказывается, в начале 60-х годов ХХ века была такая тема, что на парусный корабль (марсельная шхуна или типа того) родители отправляли своих оболтусов. Пацаны там учились взаимовыручке, дисциплине, а заодно, в минуты досуга, постигали логарифмы и грамматику, которую не успели освоить в школе. Еще туда поступали те, кого родители не смогли обеспечить баблом для учёбы в колледже. Главный герой фильма – из числа последних. От его лица и ведется повествование.
Фильм рассказывает о роковом кругосветном путешествии, которое заканчивается штормом, во время которого гибнет половина экипажа. В том числе – жена капитана. Капитана играет Джефф Бриджес. Капитана и Педагога.
Однако на шторме фильм не заканчивается. Финальные сцены фильма – это судебный процесс над капитаном, который допустил гибель тинейджеров.
Ридли Скотт снял "детский воспитательный фильм" неумело и неумно, совершенно отстраненно (впрочем, как обычно, безупречно с точки зрения картинки). Он снял "взрослый" фильм вместо "детского". То есть, в результате, фильм не был интересен никому.
В финале судебного процесса выжившие подростки встают горой за своего капитана. Хотя, спрашиваются, почему?
Например, один из утонувших был задротом, который ко всем доебывался с фотографией своего брата, обрамленной рамочкой. Задрот бегал по кубрику и ко всем приставал: "А вот мой брат на фотографии! Он упал с дерева и умер!" Капитан заставил задрота вскарабкаться на мачту, а для задрота эта матча представлялась деревом. Задрот, конечно, залез, но при этом обоссался от страха. Причем на виду у всех. Однокашники задрота, топчущиеся на палубе, чувствовали себя крайне сконфуженно. Ну, а потом настал шторм, и задрот умер. Отличная школа!
Еще одного пацана, богатенького, весьма мерзкого по характеру, на шхуну запихала мамаша. После того, как этот пацан замочил выловленного дельфина, капитан изгнал его на берег. Результатом воспитательной деятельности капитана стало то, что пацан превратился в еще большую суку, – в финале фильма вместе со своим папашей он развязал судебный процесс против капитана, хотя, казалось бы, ему жить да радоваться, что не попал в смертельный шторм.
Очевидно, Скотту было неинтересно снимать фильм. Плевать ему на подростков. Самой занимательной – вплоть до финала, когда Скотту было явно интересно снимать шторм, – была сцена праздника на берегу. В этой сцене капитан и его жена танцевали вдвоем, а по столу ходила маленькая кошка. Спору нет, эта маленькая кошка – самый занимательный образ за первые полтора часа фильма.
А все человеческие персонажи, кроме Бриджеса (потому что он – главный герой и Капитан) и его жены (потому что она – единственная женщина на корабле) сливаются в одну безличную, громоздкую массу, ворочающуюся на палубе.
В общем, фильм заслуживает внимания только из-за сцены шторма. Здесь Ридли Скотт чувствует себя в "своей стихии". Великолепно передан ужас человека, когда, захлебываясь, он цепляется за уже ненужные деревянные ручки (потому что они уже ничего не могут открыть) и смотрит сквозь иллюминатор на жену, а она смотрит на него. Она находится внутри каюты корабля, который сейчас пойдет на дно и его раздавит океан… но уже ничего нельзя изменить. _____________________________________________________
Конечно, "Белый шквал" — это провал Ридли Скотта. Провал — с точки зрения жанра "морских приключений" и всякой там воспитательной работы, прикрученной к данному жанру.
Самый лучший "детский, воспитательный фильм", который я смотрел, — "Отважные капитаны" Виктора Флеминга. Действительно, самый лучший! Хоть и снятый в якобы дремучем 1937 году.