Сумасбродный, но неплохо развлекающий триллер норвежского производства. Этот фильм, можно сказать, вывел норвежское кино на новый уровень. О том, что норвежское кино существует, узнали посетители мультиплексов…
"Охотники за головами" были закуплены для проката в 50 странах мирах. Прежде ничего подобного не было. Разве что вспоминается скромный успех "Проводника" (спустя почти двадцать лет эта картина, снятая в 1987 году, обрела американский римейк, – беспощадный трэш "Следопыт" по мотивам "Проводника" снял немец Маркус Ниспел).
Начинаются "Охотники за головами" как добротная (действительно добротная) криминальная стори. Чувак с американскими именем и фамилией Роджер Браун работает рекрутёром: набирает топ-менеджеров для разных топовых фирм. Он заводит надменно-доверительную беседу, и человек, претендующий на хороший заработок, начинает кичиться тем, как он хорош: какие у него заслуги, какие у него знакомства, как обустроен его дом… стоп! Именно то, как обустроен дом клиента, более всего и интересует Брауна. По идее, Браун – обыкновенный наводчик, который наводит своих людей на богатую хату. Но Браун почему-то клинится именно на картинах, даже более того — сам их крадёт.
Один из его клиентов имеет в наличие оригинал картины Рубенса, которая доселе считалась утерянной. Однако клиент оказывается совсем не так прост, как казалось Брауну поначалу. В одно мгновение Браун из охотника превращается в жертву. Вскоре становится очевидно, кто настоящий охотник, а кто жертва. Причем дело вовсе не в какой-то похищенной картине, хоть она и стоит десятки миллионов евро…
В общем, вторая половина фильма – приключения Брауна, который пытается выжить и понять, что, блядь, происходит с ним за хуйня, как выпутаться ему из непонятного говна?!
Сюжет в романе, по которому снят фильм, закручен, судя по всему, очень здорово. Естественно, что в фильме всё выглядит упрощенно и во многом нелепо.
Например, сегодня Браун узнаёт о картине Рубенса, а завтра уже подменяет ее на копию. Ну какой художник, спрашивается, сможет за одну ночь сварганить точную копию и тем более ее состарить?
Повествование в фильме утиснуто в невероятно короткие временные рамки. Персонажи фильма не жрут, не срут, не живут жизнью обыкновенного человека. Главный герой за сутки получает сотрясение мозга, купается в дерьме, получает мощный собачий укус в плечо, а потом туда же тычок ножом, и при этом сохраняет силы для выяснения семейных отношений. И это не считая физических усилий, которые он предпринимает в течение этого времени, – совершенно невероятных для офисного работника.
Прессованность времени в "Охотниках за головами" настолько бросается в глаза, что воспринимается как что-то неестественное, искусственное. Это как "бомж-пакет" (так у нас в Петербурге, поголовно болеющем за "Зенит", к слову, называются "обеды быстрого приготовления").
А что в конечном результате? В конечном результате "Охотники за головами" спонтанно заняли промежуточную нишу между классическим триллером и китчем в духе современных криминальных комедий. И это, несомненно, удача!