Режиссер:
Джим Шеридан. Сценарий: Шэйн Коннотон, Джим Шеридан (по автобиографической книге Кристи Брауна), Оператор: Джек Конрой, Композитор: Элмер Бернстайн.
В главных ролях: Дэниел Дэй-Льюис. В ролях: Бренда Фрикер, Элисон Вилан, Кёрстен Шеридан, Деклан Кроган, Инна МакЛиэм, Мари Конми, Рэй МакЭнэлли, Сирил Кьюсак.
Награды: 2 "Оскара" — лучший актер (Д.Дэй-Льюис), лучшая актриса второго плана (Б.Фрикер). 2 BAFTA — лучший актер (Д.Дэй-Льюис), лучший актер второго плана (Р.МакЭнэлли). Independent Spirit Awards — лучший иностранный фильм. David di Donatello Awards — лучший иностранный продюсер (Н.Пирсон). МКФ в Монреале — лучший актер (Д.Дэй-Льюис), Приз жюри лучшей актрисе второго плана (Б.Фрикер), Приз Экуменического жюри — Специальное упоминание. National Board of Review, USA — Top Ten Films. New York Film Critics Circle Awards — лучший фильм, лучший актер (Д.Дэй-Льюис). London Critics Circle Film Awards — актер года (Д.Дэй-Льюис). Guild of German Art House Cinemas — лучший иностранный фильм. Angers European First Film Festival — приз зрительских симпатий. Boston Society of Film Critics Awards — лучший актер (Д.Дэй-Льюис), лучшая актриса второго плана (Б.Фрикер). Evening Standard British Film Awards — лучший актер (Д.Дэй-Льюис). Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший актер (Д.Дэй-Льюис), лучшая актриса второго плана (Б.Фрикер)..
Интересные факты о фильме:
Дэниел Дэй-Льюис не покидал инвалидного кресла даже в перерывах между съемками.
На рекламную кампанию "Мирамакс" потратил сумму, в три раза превышающую бюджет фильма (600 тысяч фунтов стерлингов), — всё ради того, чтобы картину заметил оскаровский комитет.
Многие сцены были сняты через зеркало, поскольку Дэй-Льюис мог ловко управляться только правой ногой.
Этот фильм мог бы быть обычным фильмом про инвалидов, – то есть, выдавливающим слезу из сентиментального зрителя. Но у режиссера была другая задумка. Он снял фильм так, словно позабыл, что его главный герой родился с церебральным параличом. Он снял фильм про жизнь. А жизнь есть жизнь. В нашей жизни нужно бороться за выживание любыми средствами. Таким средством для Кристи становится его левая нога. Он может двигать только левой ногой. Он ею двигает. Оказывается, этого достаточно, чтобы жить. Ведь человек – не животное. Человек добился превосходства над животными за счет разума, а не за счет невъебенно сильных рук и ног.
Кристи Браун стал художником и писателем. Техника важна, но она не является самодостаточной. Творец должен вымучить, выстрадать свое произведение. Только тогда продукт превратится в произведение искусства. А Кристи страдал от осознания своей неполноценности всю жизнь.
Нельзя сказать, что режиссер фильма Джим Шеридан "выстрадал" свое кинопроизведение, но он – человек талантливый и сделал, по-крайней мере, картину с умом. По сути, это простая, житейская история, расказанная незамысловато, кратко и с юмором. Бедная многодетная семья, живущая где-то на задворках Ирландии, не стала избавляться от младенца-инвалида, хотя могла, а отнеслась к нему как обычному члену семьи. Физическая ущербность Кристи никак не влияет на обыкновенное терпение матери или обыкновенную вспыльчивость отца. Их любовь, спокойная и ровная – обыкновенная родительская любовь. Неистеричная душевная теплота, источаемая Брендой Фрикер в роли матери инвалида, принесла ирландской актрисе премию "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана.
По-настоящему в фильме отжигает Дэниел Дэй-Льюис в роли Кристи Брауна. Его герой – злой, упорный, неистово пытается превозмочь себя, вырваться из клетки своей немощи. Дикое напряжение внутренних сил чуть не разрывает экран. Особенно ярко это чувствуется в сцене с рестораном (единственный в фильме спекулятивный эпизод, делающей честь как Достоевскому, так и Триеру). Посмотрев практически сразу после "Моей левой ноги" картину "Во имя отца" с Дэниелом Дэй-Льисом в главной роли и тоже снятую Шериданом, я убедился, что Дэй-Льюис просто фантастический актер. Его невероятная энергия, управляемая холодной волей, способна оживить любое кинополотно, – если, конечно, ему не воспрепятствует какой-нибудь склонный к унынию режиссер. Ко счастью, Джим Шеридан к таковым не относится. "Моя левая нога" – очень живая, оптимистичная кинокартина... хоть этого и не скажешь по выбранному мной скриншоту.
Каюсь, я заказал в разделку этот фильм, не подумав о том, что обычно при написании рецензий на подобные картины приходит в голову, уже когда открыл, так сказать, пустую страницу, и начинаешь писать первое слово. Это мысль: "А что, собственно, вообще о нём можно сказать нового?" "Левая Нога Дэниэла Дэй-Льюиса" — это такая краснознамённая классика, что буквально глаза режет от красных знамён.
Единственное, что можно написать про такой фильм — это какое-нибудь своё личное впечатление, может быть не ахти какое уникально, зато — своё.
Так что вот. Меня лично в этой картине (особенно при повторном просмотре) больше всего поразило, как Кристи Брауну пришлось доказывать тот факт, что он человек... дважды.
Первый раз — когда он был подкроватным овощем, и подавал с половичка перед дверью признаки жизни — все эти решения математических задач, и прочее — до момента, когда все люди вокруг него вдруг с удивлением обнаружили, что собачка-то, оказывается, говорящая! А ещё он умеет читать, песни петь и ма машинке... и крестиком... Вот это открытие — один из самых радостных моментов в фильме до тех пор, пока ты не понимаешь, что для всех окружающих его людей Кристи Браун перешёл раз разряда тихой подкроватной собачки в разряд говорящей и рисующей левой ногой собачки.
Второй раз Брауну пришлось доказывать всему миру — но в первую очередь себе — что он не просто умеет говорить, рисовать, ещё чего-то там делать. Ему надо было доказать — напомню, в первую очередь самому себе, ибо он и сам в это едва ли верил — что он именно ЧЕЛОВЕК в изначальном, биологическом смысле этого слова. Он не нуждается в жалости, или помощи людей, у которых он помощи не просит, он не нуждается вообще ни в каком особом отношении. Он такой же, как все (ну, может, чуть более талантливый). Квинтессенцией этого доказывания стало предложение, которое он сделал своей сиделке — в этом месте очень пафосно завершается фильм, но не завершается жизнь.
Кристи Браун действительно женился, и дальше у него всё было, как у людей — чтоб я сдох, если это не правда! Его жена была алкоголичкой, изменяла ему напропалую, и, когда они ссорились, попросту пиздила его, и всё, что ему оставалось — защищаться своей левой ногой. Судя по всему, получалось не слишком удачно, и в 1981, за 8 лет до создания фильма про левую ногу Дэниэла Дэй-Льюиса, он умер, поперхнувшись бараньей отбивной, которую приготовила ему жена.
И чтоб я сдох, если это не прекрасная смерть для человека, который пытался доказать всему миру, что он — такой же, как все.
Шеридан снял плотное, с классической, коричневато-зеленой гаммой и серьезным упором на семейные отношения кино, традиционно начинающееся с детства, где плохо играющий мальчик надсадно сползает по лестнице, чтобы спасти умирающую женщину, и заканчивающееся успехом, если можно назвать успехом то, что пишущий картины ногой инвалид нашел себе подругу. Снято серьезно, без грамма иронии, такая мастеровитая драма. Кристи упертый, да жизнь и не оставила ему иного выбора. Не будешь упертым, отправят в богадельню, но он и пошутить рад, и дерется одной ногой. Что не убивает, то делает сильнее. Вот только нет чувства победы, потому что независимо от своих достижений человек все равно хотел бы просто весело мчаться по лугу, обнять свою женщину. Он превзошел данные изначально возможности, не сдался, но "Моя левая нога" все равно оставляет печальное ощущение. Родиться инвалидом дерьмово, это факт. Инвалиды бывают лучше обычных озлобленных и ограниченных людей, но не все для них возможно. Мне кажется, что Шеридан снял слишком простую терапевтическую картину.