Неожиданно простой, приятный, очень смешной фильм про негра и инвалида — представителей двух меньшинств, которых раньше угнетали, зато теперь они в более или менее привилегированном положении — в том смысле, что общество обычно неправильно понимает толерантность по отношению к ним, и они этим пользуются. За подробостями отсылаю к отзыву на "Аалтру" — фильм о двух подонках-инвалидах.
В данном случае фильм иллюстрирует такую толерантность, которую лично я считаю правильной. Когда ты толерантен к человеку, это не означает, что ты должен уступать ему место в транспорте, открывать перед ним дверь, соглашаться со всеми его требованиями. Это означает относиться к нему как к равному, естественно, понимая некоторые его объективные особенности. То есть делать то, что требует ситуация — например, беременной женщине тяжело стоять в метро, и ты уступаешь ей место не потому, что она беременная и к ней нужно относиться, а потому, что ей объективно тяжело стоять в метро. Точно так же нужно дать сесть человеку пьяному или просто усталому — категории граждан, к которым не принято относиться "толерантно". Потому что объективно им сложно.
Есть такая дилемма: с одной стороны, предложить место женщине будет некоторым образом нетолерантно и может ее обидеть, с другой стороны — ну какой мужчина может сидеть в метро, когда рядом стоит женщина?
Негр в фильме явно не испытывает сложностей с толерантностью — во Франции, кажется, расовой проблемы особо не стоит, во всяком случае, в Марселе я видел, как в футбол вместе играли два арабских, негритянский и белый мальчик. Скорее, негры и арабы уже просто требуют от государства увеличенных пособий, пользуясь тем, что они негры и к ним нужно относиться толерантно — эта проблема вскрылась, когда стали осмысливать погромы конца 2005 г.
Сложности с толерантностью испытывает белый — инвалид, у которого работают только два верхних позвонка, а все, что ниже, обездвижено. Этот белый постоянно меняет сидельцев, потому что чувствует, что они относятся к нему как к инвалиду (которым он и является), а не как к равному. И вот этот негр случайно приходит к нему на собеседование, ломает все шаблоны (не буду говорить какие; он ломает шаблоны и у зрителя, что вызывает комический эффект), и все заверте. Эти двое, кстати, в начале фильма тоже слегка поэксплуатировали ложно понимаемую толерантность, о которой я говорил выше.
И негр, и инвалид — очень прикольные чуваки, что дает, наверно, процентов 80 от общего очарования фильма. У них непростые характеры, они друг друга троллят, но при том очень обаятельны. С такими, наверно, хочется дружить. С белым так точно. Он интеллектуал. Что касается негра, то он нисколько не интеллектуал и этим похож на Марио Балотелли, а также статью и даже, на мой европейский взгляд, лицом (нет, лицо все же более обезображено печатью интеллекта). Единственное — Марио Балотелли НИКОГДА не улыбается, а этот все время смеется. Такая типичная животная западноафриканская (угольно-черная) красота. Полная противоположность белому но все таки они вместе.
Остальные актеры тоже хороши, впрочем, сколько-нибудь заметного персонажа (кроме Одри Флеро девушки, к которой клеится негр — и кстати! — представительнице еще одного меньшинства) там нет. Почти все, однако, играют даже ярче, чем того требует роль.
Помимо актерской игры, фильм претендовал на "Сезары" чуть ли не всем остальным номинациям (но выиграл только одну — ее как раз получил негр, который и по жизни негр, а не только в фильме). Это говорит о хорошей операторской, монтажной и пр. работе. Если бы "Сезар" получил актер, играющий инвалида, было бы круто — фактически ему дали бы награду за игру не всем телом, а только шеей и головой. По соотношению награды к, так сказать, объему играющего материала это был бы рекорд или что к нему близкое.
Впрочем, видно, что актер на самом деле не инвалид — когда он смеется, у него трясется в том числе и грудь, что при таком полном параличе, кажется, невозможно. Но, с другой стороны, как иначе тут сыграешь? Здоровому человеку невозможно смеяться, не колыхая грудными мышцами. Вообще инвалид выглядит каким-то слишком чистым и счастливым для своего состояния. Не могу сказать, насколько правдоподобно это выглядит во французских реалиях; в наших российских так точно неправдоподобно.
Сюжет простой, но крепко сбитый. Ближе к концу фильма Сладкая N. заметила, что в сюжете остались две нити, которые никуда не привели — и что же? В следующей же сцене они завязались куда надо. Впрочем, особенность этого фильма в том, что если бы эти нити и торчали, фильм бы не сильно проиграл.
Возвращаясь к этической дилемме, описанной в начале этого отзыва — насколько уместно вставать с места при приближении женщины — решение-то очень простое. Никогда не садитесь в метро, если есть возможность того, что на какой-то станции вагон заполнится.