Режиссер:
Терри Гиллиам, Терри Джонс. Сценарий: Грэм Чапмэн, Джон Клиз, Эрик Айдл, Терри Гиллиам, Терри Джонс, Майкл Пэлин, Операторы: Терри Бедфорд, Ховард Атертон, Монтаж: Джон Хэкни, Аниматор: Терри Гиллиам, Продюсеры: Марк Форстэйтер, Майкл Уайт.
В главных ролях: Джон Клиз, Грэм Чапмэн, Эрик Айдл, Терри Гиллиам, Терри Джонс, Майкл Пэлин. В ролях: Кэрол Кливленд, Нил Иннс, Джон Янг, Сэнди Джонсон, Ромили Сквайр, Конни Бут, Би Даффел, Рита Дэйвис, Эврил Стюарт и пр.
Интересные факты о фильме:
Шотландский Департамент Окружающей Среды за две недели до начала работы отозвал выданное Питонам разрешение на съемку внутри принадлежащих ему замков, сказав, что сценарий "несовместим с историей и материй" замков. Интерьеры и экстерьеры замков Camelot, Swamp King Castle, Castle Anthrax и French Castle пришлось снимать в частном замке Дун. Многие помещения при этом множество раз перелицовывались. Для съемок замка Aarrgg использовался недавно перестроенный, также частный, замок Сталкер. Экстерьер безымянного замка в самом начале фильма представляет южноваллийский замок Кидвелли, а еще в одном-единственном кадре Замок Болотного Короля изображает замок Бодайэм. Кроме того, у Constitutional Peasants' castle и Камелота имелись трехметровые фанерные модели, которые обрушивались посреди каждого дубля; отсюда шутка из трэйлера, в которой король Артур собирается посвятить какого-нибудь строителя замка в рыцари, но в процессе посвящения замок обрушивается, и Артур закалывает строителя тем же самым мечом. Часть сцен снималась также в Лондоне, на Hampstead Heath.
Первый же день съемок был омрачен следующими проблемами: после долгого пути в холмы Клан Коэн единственная звуковая камера труппы сломалась, и получилось снять только немую сцену пересечения Моста Смерти. Во время этих съемок у Грэма Чапмэна случился приступ белой горячки, и сцену пришлось переснимать. Через три года после съемок фильма (декабрь 1977 г.) Чапмэн бросил пить.
Единственным актером, носившие настоящие доспехи, был Грэм Чапмэн, и то когда играл короля Артура. Остальные актеры носили шерстяные доспехи, выкрашенные под металл. Из-за этого, поскольку съемки проводились в Англии и Шотландии, актеры всегда были промокшие и продрогшие. Вдобавок в гостинице в Шотландии очень быстро заканчивалась горячая вода. После съемок участники труппы бежали в гостиницу наперегонки.
Рука гориллы, переворачивающая страницы — это рука Терри Гиллиама. Человеческая рука — это рука его жены.
Многие актеры играют по несколько персонажей. Больше всего персонажей — 12 — играет Майкл Пэлин. Больше всего смертей — 4 — пришлось на персонажей Терри Гиллиама. Ни разу не умерли персонажи Джона Клиза и Терри Джонса.
Все женские роли в этом фильме играют женщины (кроме матери Дэнниса, которую играл Терри Джонс). В практически всей остальной кинопродукции Монти Пайтона женские роли исполняются мужчинами.
В массовке участвовал будущий довольно знаменитый писатель Иэн Бэнкс, который в то время учился в расположенном неподалеку университете Стирлинга. Вообще денег не хватало, и в массовке участвовали технические работники, костюмеры, музыканты и даже жена продюсера (она играла мертвую жену историка).
Скорость полета ласточки без груза составляет приблизительно 11 м/с, или 24 мили/ч, что соответствует 7–9 ударам крыльев в минуту, а не 43. Ласточка весом в 5 унций и в самом деле не может нести кокос весом в 1 фунт, но, с другой стороны, таких ласточек не бывает: деревенская ласточка, например, весит около 20 грамм, или 2/3 унции.
Замысел следующего фильма Монти Пайтона, "Жития Брайана", родился во время съемок "Святого Грааля". Репортеры донимали труппу однообразными вопросами, одним из которых был "Каков ваш следующий проект?" Однажды Эрик Айдл ответил: "Славолюбие Иисуса Христа". Обнаружив, что такой ответ заткнул журналистов, вся труппа стала отвечать так. После этого они и решили на самом деле сделать "Житие Брайана".
Во многих средневековых соборах на витражах аллегорически изображены человеческие добродетели и грехи. Трусость часто изображалась в виде рыцаря, бегущего от кролика. Например, в одном только Нотр-Дам-де-Пари есть не менее трех таких витражей. Пруф:. Кролик, от которого бегут рыцари, есть и в фильме — но он риальне страшный убийца.
В сцене битвы рыцарей с упомянутым Кроликом-Убийцей использовался, как легко видеть, живой настоящий кролик. На него были нанесены пятна смываемой красной жидкости. Однако после съемок владелец кролика с ужасом понял, что смываемая красная жидкость несмываема.
Сначала Черного Рыцаря играет Джон Клиз, но после того, как Артур отрубает ему первую ногу, его играет настоящий одноногий (местный златокузнец). Вторую ногу отрубали уже у манекена. Терри Гиллиам шутит, что если бы не златокузнец, им пришлось бы для того, чтоб скрыть ногу, рыть две ямы вместо одной. Клиз, впрочем, утверждает, что безногого Черного Рыцаря играл уже снова он сам.
И Джон Клиз, и Терри Гиллиам, изображая схватку между Черным и Зеленым Рыцарями, обошлись без каскадеров. Им просто было прикольно махать мечами.
Можно заметить, что в течение этой же сцены солнце то появляется, то исчезает, то снова появляется.
Терри Гиллиам сам смастерил лодку, используемую в финале фильма. От этой лодки остальные участники труппы были в охренении.
В марте 2007 г. Шлем сэра Бедевера (Терри Джонс) был продан за $29 тысяч, более, чем в десять раз дороже первоначальной цены.
"Бог" — это фотография знаменитого в XIX в. игрока в крикет Уильяма Грэйса, славившегося огромной бородой.
В японском релизе фильма "Священный Грааль" переведен как "Священная чаша для сакэ". Немецкое название фильма — ‘Die Ritter der Kokosnuß’ ("Рыцари кокоса"), венгерское — 'Gyalog galopp' (что бы это ни значило)
В сцене, где деревенские решают, как обнаружить ведьму, Эрик Айдл ВНЕЗАПНО обнажает зубы и перекусывает лезвие своей косы. Этого не было в сценарии. Айдл сделал так, чтобы не рассмеяться. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что его потрясывает от смеха. Джон Клиз в этой сцене тоже едва удерживался от хохота.
В сцене в пещере, где король Артур сотоварищи читает послание, написанное на арамейском, он читает его слева направо. Меж тем арамейские тексты читаются (и пишутся) справа налево.
Наверно, многих волнует также вопрос: концептуально ли лошадей изображали с помощью кокосов? Отвечаю: может, и концептуально, но в основном от безденежья. Бюджет фильма составил £229 575, а сборы — £80 371 739.
Вообще-то на финансирование фильма была направлена выручка от альбома ‘The Dark Side of the Moon’. Участники группы "Пинк Флойд" были такими фанатами Монти Пайтона, что прерывали запись в студии, чтобы посмотреть на "Летающий цирк" — шоу, прославившее Питонов.
Я увидел, что Мор заказала фильм "Однорукий меченосец" и сразу понял, что вот, повод написать про другой фильм, в котором действует другой меченосец, не только однорукий, но и одноногий, потом безрукий, потом безногий. Кроме того, там есть кролик-убийца, антиохийская святая граната, рыцари Репы, замки, смертельный мост, Бог и все остальное.
Очевидно, что этот фильм на Экранке должен быть, хотя я и смотрел его очень, очень давно и в деталях помню плохо. Фильм настолько врос в меня, что стал как бы фактом моей биографии. Он всегда со мной. Это часто бывает с книгами, например, с "Полетом над гнездом кукушки" такое часто бывает, или вот "Над пропастью во ржи" и в этом роде. Я как бы живу, поверяя себя этим фильмом: "А что бы сделал на моем месте Король Артур?" Или: "А что бы сделал на моем месте Зеленый рыцарь?" и так далее. Все это происходит в подсознании, но от этого становится даже более реальным, чем в действительности, более реальным, чем на самом деле.
Нет, кроме шуток: человечество делится на три части: 1) тех, кто видел этот фильм, и для кого он стал частью биографии; 2) тех, кто видел, но частью биографии он для них не стал; 3) тех, кто фильма не видел. По-видимому, есть какая-то значимая для меня разница между типичными представителями первой и второй категорий — наверно, я могу даже ее вербализовать, если напрягусь, но напрягаться я не буду: не хочется проводить лишних водоразделов, тем более — вдруг все же существуют симпатичные мне люди из второй категории. Что же касается третьей категории — именно для людей, не смотревших этого фильма, и пишется этот сумбурный отзыв. Именно поэтому о самом фильме тут ничего и не написано (впрочем, немного есть в "интересных фактах"). Посмотрев его, человек перейдет из третьей категории в первую или вторую; люди из первой категории и так все узнают сами, людям из второй это будет не нужно. Открывать потайные смыслы фильма и проводить специализированный анализ я сейчас не в состоянии. Может, и нет их, этих смыслов. Я говорю просто про факт своей биографии.
На этом т.н. рецензия заканчивается. Далее — небольшой фрагмент из "Смерти Артура" Томаса Мэлори в переводе Бернштейна. Сцена имеет абсурдистский характер, взаимоотношения героев с конями каким-то образом родственны взимоотношениям с конями героев Монти Пайтона! Вообще Монти Пайтон же основывается на мощном пласте средневековой культуры, который многим даже относительно образованным людям в России незнаком. В фактах о фильме, например, указан генезис белого кролика-убийцы. Абсурд Монти Пайтона связан, конечно, и с переосмысленим Мэлори:
Все яростнее и свирепее сражались и та сторона и другая. Когда сэр Кэй увидел, что под сэром Грифлетом нет лошади, устремился он на короля Нантреса, выбил его из седла, а коня его отвел к сэру Грифлету и помог ему подняться в седло. И еще сэр Кэй тем же копьем сокрушил короля Лота и нанес ему жестокую рану. Это увидел Король-с-Сотней-Рьщарей, и ринулся он на сэра Кэя, выбил его из седла, увел его коня и отдал королю Лоту, и он сказал ему на то: "Грамерси". А сэр Грифлет, увидев, что сэр Кэй и сэр Лукан-Дворецкий оба пеши, поднял острое копье, тяжелое и квадратное, и ринулся на Пионеля, славного рыцаря, поверг его вместе с конем наземь, а затем взял его коня и отдал сэру Кэю. Тут король Лот увидел, что под королем Нантресом нет коня, устремился он тогда на Мелиота де ла Роша, сокрушил всадника вместе с конем, а коня отвел к нему и помог ему подняться в седло. А Король-с-Сотней-Рьщарей, увидав, что пешим бьется король Идрис, бросился на Гвинаса де-Блуа, сокрушил его наземь, и коня и всадника, и отдал коня королю Идрису и помог ему сесть в седло. После того король Лот выбил из седла сэра Кларинаса и его коня отдал герцогу Эстансу. И когда все короли снова оказались верхами, съехались они все одиннадцать вместе и говорили между собой, что еще отплатят за урон, нанесенный им в тот день. Между тем явился на поле битвы король Артур, и лик его был ужасен. Увидел он, что Ульфиус и Брастиас сражаются пешими и гибель грозит им со всех сторон и попирают их яростно конские копыта. Тогда, подобно льву, бросился Артур на короля Северного Уэльса Крадилманса и такой нанес ему удар с левой стороны, что рухнули наземь и конь и всадник. Потом взял он его коня за узду, отвел его к Ульфиусу и молвил: — Возьми этого коня, мой старый друг, ибо ты сильно нуждаешься в нем. И сказал ему Ульфиус: — Грамерси. После того являл король Артур своим оружием столь чудесные подвиги, что все люди кругом дивились. Но Король-с-Сотней-Рьщарей увидел, что под королем Крадилмансом нет коня, ринулся на сэра Эктора, отца сэра Кэя, сидевшего на добром коне, и вышиб его из седла, а коня отдал тому королю и помог ему усесться верхом. Когда увидел король Артур того короля верхом на коне сэра Эктора, он сильно разгневался и мечом своим нанес королю удар по шлему, так что раскололся шлем сбоку надвое, а также и щит; а меч вонзился в шею коню, и рухнули оба на землю, и конь и всадник. А сэр Кэй выехал против Морганора, сенешаля при Короле-с-Сотней-Рьщарей, сокрушил его наземь вместе с конем, и коня отвел отцу своему сэру Эктору. Потом сэр Эктор сшибся с рыцарем по имени Ларданс и сокрушил его, а коня отвел сэру Брастиасу, ибо тому, пешему, приходилось худо, со всех сторон его попирали конские копыта. Когда же Брастиас завидел Лукана-Дворецкого лежащим замертво под копытами лошадей — к нему как раз спешил на помощь Грифлет, ибо четырнадцать рыцарей наседали на сэра Лукана, — тут сэр Брастиас ударил одного из них по шлему так, что рассек ему голову по самые зубы, потом направил коня на другого и такой нанес ему удар, что у того рука отлетела прочь, а после того обернулся он против третьего и его поразил в плечо, так что рука вместе с плечом отлетели прочь. А когда сэр Грифлет увидел, что пришла подмога, он поразил одного рыцаря в висок, так что голова в шлеме покатилась на землю: а Грифлет взял его коня, подвел к сэру Лукану и предложил ему подняться в седло и отплатить за свои увечья — и помог ему сесть на коня.
Далее, наконец, если вспомнить сценку со шляпами в "В ожидании Годо" Беккета, то можно совместить Беккета и Мэлори и получить Монти Пайтона. Я этой сценкой ужасно горжусь, почитайте ее, она короткая.