Режиссер:
Клинт Иствуд. Сценарий: Дэвид Уэбб Пиплз, Оператор: Джек Н. Грин, Композитор: Ленни Нихаус.
В главных ролях: Клинт Иствуд, Джин Хэкман, Морган Фриман, Ричард Харрис. В ролях: Джеймс Вулветт, Сол Рубинек, Фрэнсис Фишер, Анна Левайн-Томпсон.
Награды: 4 "Оскара" — лучший фильм, режиссер, актер второго плана (Дж.Хэкман), монтаж. 2 "Золотых глобуса" — лучший режиссер, актер второго плана (Дж.Хэкман). BAFTA — лучший актер второго плана (Дж.Хэкман). Sant Jordi Awards — лучший иностранный фильм. Fotogramas de Plata — лучший иностранный фильм. Hochi Film Awards — лучший иностранный фильм. Mainichi Film Concours — лучший иностранный фильм. National Society of Film Critics Awards, USA — лучший фильм, режиссер, сценарий, актер второго плана (Дж.Хэкман). American Cinema Editors, USA — лучший монтаж. BMI Film & TV Awards — лучшая музыка. Boston Society of Film Critics Awards — лучший фильм, оператор, актер второго плана (Дж.Хэкман). Directors Guild of America, USA — лучшая режиссура. Western Writers of America — лучший сценарий.
National Film Preservation Board, USA — National Film Registry..
Интересные факты о фильме:
Фильм посвящается Серджио Леоне и Дону Сигелу.
"Непрощенный" был снят за 35 дней, с опережением графика на 4 дня.
Клинт Иствуд приобрел сценарий еще в 1982 году, но ждал десять лет, чтобы достичь нужного возраста и сыграть главную роль.Версия для печати
В это легко поверить, посмотрев "Непрощенного", лауреата четырех премий "Оскар" (причем картина Иствуда стал третьим фильмом в жанре "вестерн", удостоенной награды за лучший фильм года, – вторым был "Танцующий с волками", а первого я уж и не упомню).
Поверить в это легко потому, что в фильмах обоих режиссеров Иствуд играет очень крутого чувака. Серджио прославил Иствуда в роли крутого одиночки, орудующего на Диком западе. Сигел перенёс крутого чувака в мегаполис (франшиза "Грязный Гарри").
В "Непрощенном" Иствуд тоже играет крутого чувака. Очень крутого, но вышедшего, так сказать, на пенсию.
Сценарий "Непрощенного" Иствуд приобрел у автора, Дэвида Уэбба Пиплза, в начале 80-х, и ждал десять лет момента, когда сможет сыграть главную роль. Этот момент настал. Иствуд показал себя "старым", но показал, что есть еще "порох в пороховницах". Именно начиная с "Непрощенного", он стал снимать в качестве режиссера фильмы о "крутых чуваков на пенсии", часто с самим собой в главной роли. А заодно приступил к ненавязчивому чтению моралей (вспомним, например, "Гран Торино"). "Непрощенный" является этапным, срединным фильмом. Его герой еще не отделался от своего прошлого. Иствуд в классическом вестерне "Хороший, плохой, злой", был относительно "хорош" с точки зрения морали, но безукоризненно хорошо стрелял. Примерно то же самое мы наблюдаем в "Непрощенном", фильме с размытой моралью, посвященном увлекательному соревнованию двух пенсионеров, "кто кого круче".
Но все начинается с баб. В классическом маленьком городке на диком западе, занесенном пылью, с двумя-тремя улочками, покрытыми той же самой пылью плюс навоз, стоит бордель. Двое клиентов порезали шлюху. Шериф постановил: заплатить штраф лошадьми. Несколько лошадей – ему, несколько лошадей – порезанной шлюхе. Шлюхи остались недовольны подобным решением. Втихаря скинулись и пустили по штату объяву: "Тому, кто убьет людей, покоцавших шлюху, – награда".
Пожилого шерифа играет Джин Хэкман. Эта роль, за которую он получил премию "Оскар", как будто даже писана под него: сразу вспоминается детектив Джимми Дойл из знаменитого полицейского триллера "Французский связной" (1971), который внес своей жесткостью и реалистичностью в жанр новую струю.
Упертый шериф не может поймать шлюх "за руку". Даже владелец борделя не может поймать "за руку" своих работниц. "Никакого гонорара, никаких объявлений, мы никому ничего не обещали".
В общем, шериф намеревается показать, кто в доме хозяин, и жестоко пиздит каждого подозреваемого, прибывающего в город.
А Иствуд играет бандита, давно забывшего о своих кровавых похождениях, тоскующего по недавно умершей молодой жене и разводящего свиней на ферме. Бандит решает заработать денег. К тому же к старости он стал сентиментальным, и ему типа жаль порезанную шлюху.
Какой из двух пенсионеров победит?
Фильм можно было бы назвать каким-нибудь там "реквиемом по жанру", если бы Сэм Пекинпа не снял в свое время "Дикую банду" – уже классическую историю о пенсионерах, героях "последнего вестерна".
Фильм Пекинпы "Оскара" не получил. "Непрощенный" — получил. Вот и всё отличие.
"Непрощенный" снят классно. Иствуд крепко держит в руках сюжетные поводья. Диковатый сюжет (ну кто поверит, например, в солидарность женщин?) на деле выглядит убедительно, история захватывает. В фильме прекрасные диалоги. Да и все актеры здорово играют.
Через три года жадные чуваки из "Tri-Star" попытаются запрыгнуть на подножку уходящего поезда по имени "вестерн". Я говорю о фильме "Быстрый и мертвый". Они даже пригласят Джина Хэкмана, чтобы тот за хорошие бабки продублировал роль, которую играл в "Непрощенном". Хэкман, конечно, продублирует, полтора миллиона все-таки на дороге не валяются.
Но, как говорится, почувствуйте разницу! Сэм Рэйми и Клинт Иствуд – это совсем не одно и то же. "Непрощенный" – это настоящий вестерн, а "Быстрый и мертвый" — глуповатый китч на тему "вестерн".