В главных ролях: Орсон Уэллс. В ролях: Джозеф Коттен, Эверет Слоун, Дороти Коминьоре, Агнес Мурхед.
Награды: "Оскар" — лучший сценарий. National Board of Review, USA — лучший фильм. New York Film Critics Circle Awards — лучший фильм.
National Film Preservation Board, USA — National Film Registry.
Интересные факты о фильме:
До своего появления в Голливуде в 1926 году Манкевич рецензировал пьесы для журнала "The New Yorker".
Десятилетиями ходили споры по поводу того, какой вклад в сценарий внесли Уэллс и Манкевич. По данным различных источников, каждый из авторов выразил в сценарии свой взгляд на биографию и судьбу персонажей. Уэллс использовал в сценарии факты из своей личной жизни, Манкевич же, создавая образ Чарльза Фостера Кейна, придал ему черты Уильяма Рэндольфа Хирста, известного издательского магната. Ходили слухи, что Хирста больше всего бесило то, что в фильме не раз упоминался "розовый бутон" (именно так, как многие утверждали, магнат называл интимные части тела своей любовницы Марион Дэвис).
Картина получила восторженные отзывы кинокритиков, однако практически провалилась в прокате. Это в значительной степени объясняется тем, что Хирст запретил упоминать об этой картине в своих газетах, которые в то время составляли основную часть печатной продукции в США.
По словам Уэллса, прототипом Кейна также были чикагский финансист Гари Фаулер МакКормик, потративший огромные средства на свою любовницу и вторую жену, польскую певицу Ганну Вальску, и один из основателей General Electric, чикагский магнат Самуэль Инсулл, построивший для своей любовницы-певицы оперный театр в Чикаго.
В 2000 году по версии Американского киноинститута фильм занял первое место в списке лучших фильмов всех времен.
Изначально сцена с Чарльзом Беннеттом и "хором девушек" должна была происходить в борделе, но студия не разрешила съёмки подобной сцены. Однако данное обстоятельство никак не потревожило Орсона Уэллса, который намеренно вписал такую сцену в сценарий, для того чтобы отвлечь внимание цензоров от других элементов.
Оригинальные негативы фильма сгорели во время пожара, случившегося в 1970-х гг.
Персонаж Джозефа Коттена (Лиланд) основан на газетном критике Эштоне Стивенсе.
Согласно популярным слухам, Тед Тернер собирался переделать картину из черно-белой в цветную, но из-за крайне негативной реакции зрителей он отказался от своей идеи. Полемика вокруг изменения первоначального вида картины была одним из факторов, приведших к принятию новых правил при выходе фильма на видео или показе на телевидении: если фильм был изменен по сравнению с версией, шедшей в кинотеатрах, в начале обязательно должен появляться титр гласящий, что картина была изменена по сравнению с оригинальной версией.
Для съёмок данного фильма Орсон Уэллс и оператор Грегг Толанд впервые использовали "глубокий фокус".
"Гражданин Кейн" считается самым мощным кинодебютом в истории кино. 24-летний Орсон Уэллс снял фильм, который постоянно фигурирует во всяких рейтингах и списках на главных ролях, а в 2000 году и вовсе был признан Американским киноинститутом лучшим фильмом в истории кино.
В первую очередь, когда смотришь (и когда пересматриваешь) эту картину, поражает невероятная уверенность в себе молодого 24-летнего режиссера. Он не только рассказывает увлекательную историю, но усложняет повествование, строит его ретроспективно, а также элегантно обрамляет канву повествования различными эффектными режиссерскими трюками, изобразительными приёмами, виньетками и т.п. – и ни разу не в ущерб зрелищу.
Не менее поражает и актерское мастерство Уэллса, сыгравшего Кейна и в молодости, и в старости. Просто какой-то невероятный профессионализм во всем: и в драматургии, и в режиссуре, и в актерской игре.
Сам сюжет, может быть, не слишком любопытен, а в чем-то даже тривиален, но мастерство рассказчика не даёт об этом особо задумываться.
Короче, умер Кейн, американский "мистер Твистер". Одна студия, снимающая кинохронику, сделала нарезку из документальных материалов, посвященных Кейну, но в конце концов сочла, что их ролик (начало фильма представляет собой этот самый ролик) не отражает сути. Надо показать не того Кейна, каким он был в глазах общественности, а "настоящего" Кейна.
Ключом к его личности, по мнению режиссера, может стать загадочная фраза, которую Чарли Кейн произнес перед тем, как испустить дух: "Бутон розы…"
Журналист, назначенный режиссером, начинает встречаться с различными людьми, близко знавшими Кейна, и перед зрителем постепенно раскрывается его характер. Примечательный режиссерский ход: человек, который ведет расследование, постоянно находится в тени. Этот персонаж, будучи одним из центральных, – ведь именно от его ловкости и проницательности зависит результат исследования, – совершенно растворяется, но не на заднем плане, а на переднем. Вот так фокус!
Кейн – не совсем обычный "мистер Твистер", хотя и магнат. Да, он владелец газет, пароходов и т.п. Он был таковым с детства, ему досталось сказочное наследство, но ему было мало того, что его баловала судьба. Он всю жизнь баловал себя сам. Работал тяжело, как и всякий американец, но делал это лишь для того, чтобы удовлетворять свою блажь. И вот он умер в одиночестве, в своем великолепном дворце, американском Ксанаду.
Например, Кейн всю жизнь издавал самую читаемую в стране газету. Издавал себе в убыток, просто ему нравилось быть издателем. В этой газете он разоблачал хищническую суть крупных предприятий. Доставалось в том числе тем предприятиям, в которых крупнейшим держателем акций был он сам. Например, Кейн построил оперный театр для своей жены, бездарной певички, которую не брали петь даже в ночные клубы, и с упорством идиота Кейн продвигал ее в массы. До тех пор, пока она от отчаяния чуть не покончила жизнь самоубийством… Фильм хорош тем, что в нем нет никакой морали. Фильм вовсе не о "неправильно поставленных целях". И даже не о самодурстве. Фильм о том, что какую бы ты ни вел жизнь (яркую или тусклую, насыщенную или однообразную, счастливую или несчастливую), перед смертью вспоминается лишь какая-то ерунда из детства. Кстати, никто из персонажей фильма этого так и не понял. Для них бутон розы остался неразгаданным символом.