В главных ролях: Фредди Джонс. В ролях: Барбара Джеффорд, Виктор Полетти, Питер Селлиер, Элиза Майнарди, Норма Уэст, Паоло Паолони, Сара-Джейн Варли.
Награды: David di Donatello Awards — лучший фильм, сценарий, оператор, художник. Синдикат итальянских киножурналистов — лучший режиссер, оператор, художник, художник по костюмам, спецэффекты. Sant Jordi Awards — лучший иностранный фильм..
Этот фантасмагорический фильм должен был снять режиссер Гвидо Контини – альтер-эго Феллини из "8 ½". Памятна сцена из "8 ½", в которой представители творческой тусовки, окружающие Гвидо, поднимаются на огромный объект, сооруженный для съемок итальянского блокбастера. Объект изображает космический корабль.
Фильм "8 ½" был снят в 1963 году. Прошли годы, а точнее говоря, – 20 лет. И вот на экраны вышел "И корабль плывет".
В начале картины показывается, как на борт огромного круизного корабля восходит творческая тусовка – оперные певцы и певицы, продюсеры, критики, журналисты…
Странно, что никто из рецензентов не заметил столь явную параллель между двумя фильмами – неснятым фильмом Контини и снятым фильмом Феллини "И корабль плывет".
Сюжет пересказывать бессмысленно. Как обычно у Федерико Феллини, это луна-парк с невероятными аттракционами. В данном случае, аттракцион несколько мрачноват (ну, примерно как в "Карнавале душ" – шучу).
Не космический корабль – но медленный, громоздкий лайнер, почти "Титаник". Не светлое Завтра – но сумеречное, туманное Вчера: события происходят в 1914 году, в год начала Первой мировой войны. А стало быть, это история призраков (к тому же, забегая вперед, почти всем персонажам действительно предстоит превратиться в призраков).
Фильм снят искусно. Сейчас, когда он вышел на блюрее, можно насладиться его красотой в полной мере. Начало фильма, сделанное в стилистике немого кино (каждый кадр поражает насыщенностью, каждый кадр наполнен движением – фирменный знак Феллини), отбрасывает зрителя в прошлое. На пристани собирается элита искусства. Лучшие баритоны и сопрано, обладатели самого низкого и самого высокого голосов, продюсеры, которые едут рекламировать новый фильм (перед кем? чайками и альбатросами?). У всех одна цель – отвезти прах лучшей из "своих" на родину, какой-то бесприютный островок в Средиземном море, и там его развеять. Гробовое молчание немого кино нарушается лишь стрекотом киноаппарата – в круизе участвуют пожилой журналист, центральный персонаж картины, и сопровождающий его кинохроникёр (кстати, журналист, впоследствии прекратит обращать внимание на эпоху и начнет наговаривать текст прямо в камеру). Постепенно в этот безмолвный мир начинают проникать звуки: сперва гудок парохода, потом лязг подъемника, потом – болтовня журналиста. Потом прибывает "наземная" похоронная процессия: на балдахине в сопровождении поклонников едет прах певицы. Те, кто умеет петь, – начинают петь. А те, кто не умеет – подпевает. Всё очень величественно. Прах и пассажиры подымаются по трапу, картинка обретает цвет. "Прощание с матёрой" начинается.
Фильм вовсе не такой мрачный, каким может показаться по аннотациям или пересказу. Путешествие напоминает сюрреалистический круиз, вроде того, что был предпринят в "Выигрышах" Хулио Кортасара. Фильм не может быть мрачным по определению, поскольку это – театр, причем не театр драмы, а театр абсурда (опять же – носорогъ!). Искусственность проскальзывает постоянно, а в финале и вовсе декларируется прямым текстом.
Как по мне, так это одно из самых захватывающих и забавных кинозрелищ на свете.
Во время экскурсии по кораблю пассажиры спускаются в рабочий ад. - Кочегары так привыкли здесь находиться, что на палубе им становится не по себе, — говорит сопровождающий. Снизу раздаются робкие крики морлоков. Они просят спеть знаменитых оперных певцов хотя бы ноту. "Да что они себя позволяют!" — первая реакция. Потом, нота за ноту, — и начинается ревностное соревнование, кто кого перепоёт и сильнее поразит аудиторию.
"И корабль плывет" получил приз от Итальянской киноакадемии как лучший фильм года. Что примечательно, награду он разделил с другим фильмом, снятом в историко-музыкальном антураже, — не менее прекрасным "Балом" Этторе Сколы.