В главных ролях: Энрике Ирасоки. В ролях: Маргерита Карузо, Сузанна Пазолини, Марчелло Моранте, Марио Сократе, Сеттимио Ди Порто.
Награды: МКФ в Венеции — OCIC Award, Специальный приз жюри. Синдикат итальянских киножурналистов — лучший режиссер, художник-декоратор, оператор, художник по костюмам. Jussi Awards — лучший иностранный режиссер. National Board of Review, USA — 10 лучших фильмов года..
Интересные факты о фильме:
Рассматривая Христа как величайшего революционера всех времен, Пазолини хотел снять в его роли Джека Керуака или Аллена Гинсберга. Но изменил решение, встретив 19-летнего Энрике Ирасоки, испанского студента-филолога, написавшего диссертацию о романе Пазолини "Шпана".
Фильм снимался в итальянском городе Матера, поскольку Пазолини счел современную "Святую землю" излишне коммерциализованной.Версия для печати
Когда речь заходит об этом фильме, большинство начитанных зрителей непременно вспоминает слова Пьера Паоло Пазолини насчет того, что он видел в Христе величайшего революционера.
То, что мы видим на экране – состояние человечества "перед революцией". Смерть Иисуса, сына божьего, на кресте стала катализатором революции. Смерть на кресте является предтечей событий, потрясших Новый мир.
Неслучайно в сцене, когда Иисус, распятый на кресте, кричит от невыносимых страданий, начинают рушиться ветхие дома Иерусалима.
Кстати, отчего-то вспоминается рассказ "Иуда Искариот" Леонида Андреева, в котором писатель дает свою интерпретацию предательства Христа Иудой. Иуде, тринадцатому апостолу, не нужны были деньги. Он обрек Христа на казнь, чтобы возвеличить его…
По совпадению, в том же 1964 году на экраны вышел фильм Бернардо Бертолуччи"Перед революцией". Бертолуччи пытался передать состояние общества, находящегося перед революционными изменениями. Его фильм – о тех, кто не участвует в процессе, но хотя бы сочувствует.
В 60-х годах весь цивилизованный мир жил ощущением революции. Молодежь лелеяла надежды, а люди в возрасте пытались эти надежды уничтожить. Как известно, победил опыт – западный опыт "контрреволюционной борьбы".
Фильм "Евангелие от Матфея" появился удивительно своевременно. Что еще интересно, его чрезвычайно высоко оценили клерикалы. Множество специальных католических кинопремий, которые получил фильм, представлено во вступительных титрах.
Церковь, чей авторитет неуклонно снижался на протяжении последней сотни лет, оценила картину Пазолини по достоинству: сняв фильм в стиле неореализм, Пазолини вдохнул новую жизнь в прекрасную евангелическую историю. И хотя стиль "неореализм" к началу 60-х себя исчерпал, – из-за чего первые фильмы Пазолини "Аккатоне" и "Мама Рома" выглядели несколько архаично, – он пришелся как нельзя более кстати в случае Нового завета (Нового, но, по факту, невероятно старого).
Пересмотрев "Евангелие от Матфея", хочется пересмотреть "Страсти Христовы" Гибсона. В этих фильмах два совершенно разных подхода, но оба, как оказалось, действенны. В одном случае – неореализм, в другом случае – натурализм. Но и то, и другое цепляет.