Режиссер:
Виктор Флеминг. Сценарий: Ноэл Лэнгли, Флоренс Райерсон, Эдгар Аллан Вульф (по книге Лаймена Фрэнка Баума), Оператор: Гарольд Россон, Композитор: Герберт Стотхарт, Продюсер: Мервин ЛеРой.
В главных ролях: Джуди Гарлэнд. В ролях: Фрэнк Морган, Рэй Болджер, Берт Лар, Джек Хейли, Билли Бурк, Маргарет Хэмилтон.
Награды: 2 "Оскара" — лучшая оригинальная музыка, лучшая песня ("Over The Rainbow"). National Film Preservation Board, USA — National Film Registry (1989)..
Интересные факты о фильме:
Песня "Over the Rainbow" в исполнении героини Джуди Гарленд была признана лучшей песней ХХ века двумястами респондентами Американской звукозаписывающей ассоциации (RIAA).Версия для печати
"Волшебник страны Оз" — картина настолько классическая, что потребовалось даже какое-то усилие, чтобы заставить себя ее посмотреть.
В первую очередь, удивила ее рациональность. В детстве все мы читали сериал А. М. Волкова про девочку Элли и Тотошку (что характерно, первая книга сериала, "Волшебник Изумрудного города", была впервые опубликована в том же 1939 году). "Волшебник Изумрудного города" представляет собой переписанного "Волшебника страны Оз" Баума. В произведениях Волкова и Флеминга есть одно, зато фундаментальное отличие. Если у Волкова всё "по-настоящему", то у Флеминга волшебные приключения Дороти являются плодом ее воображения, типа как в "Алисе в Стране чудес".
Девочка не успела спрятаться от смерча, и ее огрело по голове оторвавшейся от окна рамой (кстати, смерч в фильме сделан очень зачотно). И вот она попадает в фантастическую страну. Фильм сразу обретает сказочность, условность. В первую очередь, появляется цвет. А вот жанр "мюзикл" заявлен изначально. Дороти поёт еще в черно-белой части фильма, реалистической, и это та "условность", которая связывает реальный мир Дороти с миром ее фантазий. Волшебные персонажи (Железный Дровосек, Страшила, Трусливый Лев) – это люди, окружавшие Дороти в быту и преобразованные ее дремлющим сознанием, воспитанном на сказках. Подобный расклад выглядит логичным и убедительным. Всё в сказочном мире искусственно: рукодельная дорога из желтого кирпича, бумажные цветы и деревья и т.д. Наверняка Дороти, когда играла у себя в комнате или во дворе, тысячу раз в своем воображении наделяла мертвые предметы жизнью. То же самое мы обнаруживаем, например, в сказке Алана Александра Милна "Винни-Пух и все-все-все".