Последний киносеанс / The Last Picture Show (1971)
Средняя оценка:
1971. США. 118 минут.
Жанр:
драма.
Режиссер:
Питер Богданович. Сценарий: Лэрри МакМёртри, Питер Богданович (по роману Ларри МакМёртри), Оператор: Роберт Сёртис, Продюсеры: Стивен Джей Фридмен, Боб Рафелсон.
В главных ролях: Джефф Бриджес, Тимоти Боттомс, Сибилл Шепард. В ролях: Эллен Берстин, Бен Джонсон, Клорис Личмен, Айлин Бреннан, Клу Гулагер, Сэм Боттомс, Шарон Уллрик, Рэнди Куэйд, Фрэнк Маршалл.
Награды: 2 "Оскара" — лучший актер второго плана (Б.Джонсон), лучшая актриса второго плана (К.Личмэн). 3 BAFTA — лучший сценарий, лучший актер второго плана (Б.Джонсон), лучшая актриса второго плана (К.Личмэн). "Золотой глобус" — лучший актер второго плана (Б.Джонсон). National Board of Review, USA — лучший фильм, лучший актер второго плана (Б.Джонсон), лучшая актриса второго плана (К.Личмэн). Kinema Junpo Awards — лучший фильм на иностранном языке. National Society of Film Critics Awards, USA — лучшая актриса второго плана (Э.Берстин). New York Film Critics Circle Awards — лучший сценарий, лучшая актриса второго плана (Э.Берстин), лучший актер второго плана (Б.Джонсон). São Paulo Association of Art Critics Awards — лучший иностранный фильм. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучшая актриса второго плана (К.Личмэн).
National Film Preservation Board, USA — National Film Registry..
Интересные факты о фильме:
Все планы в фильме, кроме одного, сделаны на "уровне глаз".
Сибилл Шепард имела право отказаться от сцены с "обнаженкой", но, посоветовавшись с Эллен Берстин, Клорис Личмэн и Айлин Бреннан, решила сыграть.
Фильм снимался на родине Ларри МакМертри — Арчер-Сити, Техас.
Питер Богданович и Полли Платт, его художник-постановщик, сразу решили, что город в фильме должен быть мрачным и бесцветным, но все-таки решили посоветоваться с Орсоном Уэллсом. Тот сказал: "Конечно, вы должны снимать в черно-белом цвете!"
Фильм породил моду использовать в саундтреке не оригинальную музыку, а старые хиты, пущенные фоном (радио, музыкальные автоматы и т.п.). Версия для печати
Фильм Питера Богдановича "Последний киносеанс", снятый по одноименному роману Ларри МакМертри, – гимн унынию. Это грустная симфония летней пыли и деревянной трухи. Монохроматический видеоряд фильма, в котором изображается жизнь молодёжи из провинциального американского городка начала 50-х, молодёжи, у которой нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, накрывает бледным полупрозрачным саваном насыщенные цветом культовые "молодёжные картины" Николаса Рэя и Роберта Уайза ("Бунтарь без причины", "Вестсайдская история"). Фильм Богдановича проводит своеобразную черту, отделяющую хиппарские, революционные 50 — 60-е годы от вялых, проникнутых всеобщим разочарованием 70-х годов.
"Последний киносеанс" очень красив своей беспросветностью. Знаменитый Андрей Тарковский, в середине 80-х приехавший в какой-то провинциальный советский город, чтобы выступить перед тамошними киноманами, несколько минут стоял перед одной обшарпанной городской стеной, а потом изрёк: "Эта стена уникальна в своей обшарпанности". Точно так же уникален фильм Богдановича, поразительно точно зафиксировавший в кадре произошедшие в обществе изменения. Он вычеркнул всё, что было между ног началом 50-х и началом 70-х годов. Потому что всё, что было — было ошибкой, красивым, но неправильным направлением, а оттого не заслуживает внимания. Маящиеся от безысходности герои "Последнего киносеанса" ничего не имеют общего с бунтарями 60-х. Они понимают, что бунтовать не имеет смысла. Да, в общем-то, нет и особого желания. Спокойный прагматизм людей на тротуаре.
"Последний киносеанс" ознаменовал наступление новой эпохи. В новую парадигму, заданную фильмом Богдановича, без труда вписывается множество картин 70-х. В частности, такие ленты, как "Пугало" (1973) Джерри Шацберга, "вьетнамские" картины "Охотник на оленей" Майкла Чимино и "Возвращение домой" Хэла Эшби, "О, счастливчик!" Линдсея Андерсона и даже в какой-то мере экспрессионистский "Заводной апельсин"Стенли Кубрика, главный герой которого после долгих метаний находит возможность для компромисса и подстраивается под мир, который, как выясняется, вовсе не склонен к принципиальным, радикальным изменениям.