Режиссер:
Джефф Николс. Сценарий: Джефф Николс, Оператор: Адам Стоун, Композитор: Дэвид Уинго.
В главных ролях: Майкл Шеннон, Джессика Честейн. В ролях: Това Стюарт, Ши Уигхэм, Кэти Миксон, Наташа Рэндолл.
Награды: МКФ в Каннах — Гран-при конкурса "Неделя критики", Приз общества драматических авторов и композиторов. Independent Spirit Awards — приз продюсерам. National Society of Film Critics Awards, USA — актриса второго плана (Дж.Честейн). New York Film Critics Circle Awards — актриса второго плана (Дж.Честейн). МКФ в Палм-Спрингс — актриса второго плана (Дж.Честейн). Austin Film Critics Association — лучший режиссер, актер (М.Шэннон), актриса второго плана (Дж.Честейн), прорыв года (Дж.Честейн). КФ в Цюрихе — Приз "Золотой глаз" за лучший международный фильм. Central Ohio Film Critics Association — актер года (М.Шэннон), актриса года (Дж.Честейн). Chicago Film Critics Association Awards — лучший актер (М.Шэннон). МКФ в Хихоне — Специальный приз жюри. КФ в Голливуде — актриса года (Дж.Честейн). Los Angeles Film Critics Association Awards — актриса второго плана (Дж.Честейн). San Diego Film Critics Society Awards — лучший актер (М.Шэннон), специальный приз (Дж.Честейн). Toronto Film Critics Association Awards — лучший актер (М.Шэннон), актриса второго плана (Дж.Честейн). Vancouver Film Critics Circle — актриса второго плана (Дж.Честейн)..
Этот фильм похож на кавер-версию "Последней волны"Питера Уира – фильма, кстати, охуенного, но нынче совершенно забытого.
В том давнем австралийском фильме 1977 года главный герой, адвокат, берется защищать группу аборигенов, обвиненных в убийстве соплеменника. Фильм Уира сделан как детектив, триллер, но в то же время он выходит далеко за жанровые рамки. Визионёрство, психоделия, – всё то, на чем завязан фильм, каким-то таинственным образом умудряются сосуществовать с увлекательным сюжетом.
В этом и заключается отличие "Последней волны" от "Укрытия". К героям обоих фильмов через кошмарные сны (а также через видения наяву) приходит осознание грядущей катастрофы. Но только если "Последняя волна" сделана в жанре "детектив", то "Укрытие" — типичная артхаусная драма со всеми "классическими" недостатками, в основном присущими полу-любительскому кино.
Попытка следовать реализму в конечном итоге приводит Джеффа Николса к штампованию клише: крупные планы унылых рож героев, цедящих по слову в минуту, нудные… а, черт возьми, даже не хочу продолжать!
Короче говоря, фильм поставлен очень скучно и тривиально. Но, тем не менее, он интересен. Интересен хотя бы потому, что затрагивает любопытную тему.
Персонажи обоих фильмов прекрасно понимают, что катастрофы им "просто видятся". Эти люди осознают свое "сумасшествие". В то же время им мешает отмахнуться от этого осознания чувство страха.
Да и как отмахнешься? Видения вызывают беспокойство за себя, своих родных.
Чисто психологически, у героя "Последней волны" положение, конечно, попроще. Он проводит расследование, допрашивает австралийских аборигенов, домогается до шаманов... Ему есть куда двигаться… Буквально всё ему подсказывает, что одолевшая его паранойя – вовсе никакая не паранойя.
Герой же "Укрытия" вечно наедине с собой, со своими психозами. Поэтому все, что ему остается, – это поступить так, как поступали деды: выкопать в земле яму, накрыться крышкой и уповать на то, что все обойдется.
У Майкла Шеннона лицо человека, у которого будут проблемы. Так оно незамедлительно и происходит. Его герой, Кертис, страдает ночными кошмарами, а также видениями, которые намекают на приход ужасного шторма. Несмотря на то, что сам он скептически относится к кошмарам, они становятся все сильнее, заканчиваются припадками, так что Кертис берет кредит, который его семья выплатить не в состоянии, использует оборудование фирмы, чтобы выкопать во дворе противоштормовое убежище, и продолжает сходить с ума. Ближе к середине фильма ты понимаешь, что "Убежище" — не рассказ о развитии экзотической психологической болезни, а триллер о том, придет в итоге шторм или нет.
Не желая останавливаться на том, насколько разумны действия Кертиса и что хотел сообщить сценарист, рисуя нового Ноя, строящего ковчег, пока остальные крутят пальцем у виска, хочу понять, насколько эффективны действия Кертиса. Предположим, шторм — реальность, и малый шанс на то, что он спасет семью, позволит избежать гибели. Но его больная дочь, операцию которой он проебал, потеряв работу, все равно погибнет, только чуть позже. Но зато эффектно — видя закручивающиеся смерчи, жена вздохнет с облегчением.
Несмотря на то, что в фильме отличный оператор, а также недурно нагнетается напряжение, постановка вопроса мне не близка, а многочисленные награды вызывают вопросы. Хотя если бы в моих снах было указание на то, как спасти тех, кого я люблю, я бы учла и этот мизерный шанс. Проще опозориться, чем потерять друзей.
Я начал писать рецензию на этот фильм, и она погибла, потому что я полез качать предыдущий фильм Джеффа Николса, Огнестрельные истории, и пока ползал по клоакам интернетов, запустил себе какую-то хуйню, которая позакрывала все окна.
Бывает.
Поэтому я не буду теперь растекаться мыслию по древу. Любой, кто когда-нибудь занимался делом, которое вдруг за секунду исчезает, потому что собака задела провод и компьютер вырубился — меня поймёт. Когда тебе надо что-то написать второй раз — задор начинать издалека пропадает. Так что я перейду сразу к делу.
"Укрытие" — единственный фильм прошлого года, которому я поставил оценку выше "4". Гомняный был год, чего греха таить, как и предыдущий. И если бы не Джефф Николс — о котором я сейчас вообще услышал впервые, и, конечно, за творчеством которого я теперь буду следить — вообще не за что было бы зацепиться. Но теперь есть.
Тренды-2011: ретро и апокалипсис — странным гармоничным образом сошлись в этом невероятно сложном произведении. Николс снял фильм-сон, фильм-ночной_кошмар, и в то же время изысканую метафору обычной, будничной жизни среднестатистического человека. Никогда ранее я не видел на экране так точно переданного ощущения беспомощности, слабости человека перед жизнью, ЖИЗНЬЮ как таковой, окружающей нас реальности, не злой, не доброй — просто безразличной. Николс снял фильм о том, как сложно жить, как сложно иметь семью, как сложно, в конце концов, просто быть человеком — и это очень роднит "Укрытие" с другим метафорическим апокалипсисом 2011-го года — "Туринской лошадью" Беллы Тарра.
Ключевой образ фильма — человек, который смотрит на небо — является одновременно красивым, и пугающим. Небо — вероятно, самый чистый и ясный образ в искусстве (чего стоит идиотская фраза Канта по его поводу), и в то же время человек Николса не ждёт от него ничего хорошего. Этот же оксюморон пытался эксплуатировать и фон Триер — но гораздо менее удачно, по моему мнению.
Герой фильма балансирует на тонкой грани между принятием важного решения и осознанием собственного безумия (которое все его решения делает априори неважными). Если я ошибаюсь — я просто шизофреник, а значит моя жизнь и жизнь моей семьи разрушена. Если же я прав — надвигается буря. Выбор безрадостный, и принимать решения становится всё сложнее и сложнее. Николс показывает нам, как человек постепенно, шаг за шагом, погружается в безумие — и вместе с тем, как он стоически противостоит ему, как он пытается пройти по этой тонкой грани, и найти ту линию поведения, которая если не спасёт всех, то хотя бы принесёт как можно меньше бед его семье, о которой он должен заботиться. Восхитительно в этом плане выглядит реакция его жены, пытающейся, так же, как и герой, оставаться рациональной, когда уровень иррациональности зашкаливает (Джессика Честейн нахваталась за эту роль призов, как собака блох). И чем дольше герой строит укрытие от бури, тем больше ты понимаешь, что это укрытие — от него самого.
Укрытие — универсальный, фантастически чёткий образ, который показывает всю тяжесть жизни в реальном мире. Ты хотел бы сбежать. Ты хотел бы спрятаться. Ты хотел бы переложить свои проблемы на кого-то другого. Но увы — остаться здесь навсегда не получится. Укрытие — место для того, чтобы переждать непогоду, для того, чтобы отдохнуть. Но в нём невозможно жить. "Дорогой. Открой дверь. Ты должен сделать это сам". Ты должен встретиться с жизнью лицом к лицу — с сумасшедшей матерью, равнодушным братом, боссом-говнюком, который выгнал тебя с работы, другом, который сдал тебя и разболтал всем твою тайну, с больной дочерью, заложенным домом, отсутствием медицинской страховки, грабительским кредитом в банке — всё это. Всё это. Ты должен встретить лицом к лицу.
У фильма невероятно стрёмная концовка. Но фраза "это разочарование", которую я собирался произнести про себя, неожиданно застряла у меня где-то между бронхами и гортанью. Когда погас экран и поплыли титры, меня вдруг начало крыть, да так, как последний раз меня крыло 3 года назад, на просмотре "Все умрут, а я останусь". Только тогда меня разбивал истерический смех, а сейчас по щекам катились слёзы. Сложно сказать, с чем это было связано.
Николс снял охуительный фильм. И вытянул этот сраный год до уровня "ничего, бывало и хуже".
Пугался с вами тому, как страшно жить, Дядька Димка.