Когда мы начали смотреть фильм (а смотрели мы фильм в расширенном, но не "Экраночно-разделочном" составе, хотя тоже вчетвером), то я моментально придумал про себя язвительный заголовок к еще ненаписанной рецензии: "Слуга голливудов".
Поверьте, не из вредности. Вряд ли найдется дурбецл, который не отдуплит сходства между вступлениями к "Слуге государеву" и "Властелину колец". А потом понеслось: главный герой похож на Орландо Блума, — у них даже повадки схожи; кто-то восседает на коне в кожаном прикиде чувака из "Братства волков". И т.д. и т.п.
После хохм, приколов и прибауточных наших комментариев, который сопровождали первую половину фильма, началась, соответственно, вторая половина фильма. Только тогда оригинального покроя сюжетная канва нарисовалась, и стал виден конфликт: русский боец-простолюдин и французский аристократ, шевалье Де Бриз.
На задворках сюжета остался оппонент Де Бриза, один из участников злосчастной дуэли, которая стала причиной принципиально-мелодраматической ссылки Де Бриза и его "коллеги" на блистательных задворках Европы, то бишь в Париже. Первый отправляется к Петру Первому, второй — к шведскому королю Карлу. Столкнутся они опосля Полтавского сражения. И здесь тоже видна откровенная киногиперссылка, на этот раз, как дебютному фильму Ридли Скотта "Дуэлянты".
Хороший, интересный сюжет портится весьма неуверенной режиссурой. А ведь писал сценарий, заморачивался сюжетом, дирижировал съемочной группой один и тот же человек, — Олег Рясков. Глядя вступление, я уже расстался с мечтами потешить ностальгические чувства, назырив типа там "Гардемарины, вперед", и все такое. Рясков снимал кино по образу и подобию Голливуда.
А как же самобытность?
Ее в фильме нет. Нет, впрочем, и глупости, свойственной нонешним фильмам. Глупость — понятие всеобъемлющее. В "Слуге государеве" глупостей нет.
Но нет и свежести. Довольно унылое кинцо, увы. Однообразная музыка, которая играет как во время сражений, так и во время бальных танцев в Версале, так и будучи фоном. Лишь две сцены "забрали": засада на мосту и сама Полтавская битва. Но как "забрали"? Видал я сцены и позабористей.
Еще плюс — отличные костюмы "с иголочки", авторства Юлии Лабутиной.
Что в сумме? Посредственный фильм. Но не вызывающий, однако, отвращения.