Владимир Гордеев:
Рецензия на фильм "Полицейская академия 2: Их первое задание "
Помню, смотрел первую и вторую части "Полицейской академии" на сдвоенном сеансе в кинотеатре "Зенит", ныне уж несуществующем, – жесткие деревянные сиденья без обивки не слишком располагали к длительным просмотрам, но никто не жаловался. То был 1990-й год, когда помимо видеосалонов появилось "видео на большом на экране": в кинозалах вешали видеопроекторы, и на стандартные, киношные экраны проецировались фильмы. Даже когда качество записи и пленки было хорошим, изображение получалось мутным, слегка размытым, с белой контурной тенью .
В "Полицейской академии 2", оперативно снятой сразу после выхода первой части, шутки и приколы принципиально не изменились, просто стали какими-то менее смешными.
Однако есть три классических момента, которые запоминаются. Я их, во всяком случае, запомнил.
Момент первый: негр-полицейский, мастак имитировать звуки, сидит в забегаловке. Входит парочка, присаживается со снедью за стол. Негр, отвернув рожу в сторону и прикрыв рот ладошкой, начинает их озвучивать: хрюкать, хлюпать и оглушительно чавкать. Те, естественно, офигевают. Дама, сочтя, что над ней издевается спутник, требует отвезти ее домой. Всё, идиллия нарушена. А может и будущее семейное счастье поставлено под угрозу.
Второй момент: еще один негр-полицейский, огромный, рослый, настоящий амбал, идет мимо тупичка. Из тупичка к нему прилетает футбольный мяч. Гопник, игравший там в футбол со стеной, борзо требует мяч назад. Размахнувшись, негр швыряет в него мяч и пригвождает к стене.
Третья: противный мент-интриган моется в душевой кабинке. Махони подменяет ему тюбик с шампунем на тюбик с клеем.
Кстати, во время просмотра этого фильма я впервые в жизни узнал, что такое когнитивный диссонанс (сам термин был мне, понятное дело, неизвестен). Ближе к финалу полицейские решают внедриться в банду панков. Махони переодевается гопом и крушит телефонную будку. На будке начертано слово "хуй". Никто в зале сперва даже внимания не обратил на такую деталь мизансцены, поскольку внимание было сконцентрировано на Махони. Но, наверное, каждый почувствовал, что в кадре что-то не то, что-то неправильно. Американская реальность на несколько секунд превратилась в русскую реальность: гопники, крушающие телефонные будки – это явление универсальное, но надпись "хуй" на заборе можно увидеть только в СССР. Это как если бы в голливудский фильм вклеили несколько секунд из "Меня зовут Арлекино".
Написав этот абзац, мне показалось, что в какой-то рецензии я уже писал об этом своем необычном переживании… Чувство "дежа вю" было настолько острым, что я начал рыться на сайте, гляжу, так и есть: в фильме "Колдун" есть несколько строчек, в связи с тем, что там в одной из сцен тоже фигурирует предмет из иных географических координат, иных времен…