Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Бедная богатая девочка", или внутренняя помойка
В русском варианте название фильма звучит как "Богатая бедная девочка". Наши в своей попытке перевести идиому опять облажались, сместили акцент с возрастной проблемы на финансовую, а это неправильно, фильм вовсе не о богатых, которые тоже плачут. Пожилая девушка, которую прекрасно играет Шарлиз Терон, на первый взгляд как бы иллюстрирует известный феномен kidult – взрослый, который сознательно ведет подростковый, а то и детский образ жизни. А на второй взгляд… Растрепанная бабища дрыхнет жопой кверху в одежде, пьет пепси и питается подножным фастфудом. Носит грязную футболку hello kitti и маленькую собачку, которую то и дело забывает накормить и выгулять. Пространство вокруг себя она в считанные секунды превращает в вопиющий хламовник. Она по вечерам наряжается, бухает и с омерзением предается разовому сексу. То есть ведет себя как подросток, у которого родители уехали на уикэнд, с одной только разницей: подросток получал бы от всех своих действий искреннее удовольствие, а у нашей героини получается тоскливо, заторможено, с вечно унылой рожей и плохим настроением. Это уже не kidult, сознательным тут и не пахнет. Скорее, мы имеем дело с задержкой психического развития. Которую, к слову сказать, героиня исхитрилась сделать своим ремеслом: она пишет новеллы о жизни школьников, и эта литературка продается в книжных магазинах в отделе “young adult”. Именно так называется фильм в оригинале. Янг эдалт фикшн, как сообщает интернет, это жанр для аудитории от 14 до 21 года, к этому жанру относятся известные "Сумерки" и "Дневники вампира". И героиня фильма, похоже, застряла именно в этом возрастном промежутке. Вот о чем говорит название, а вовсе не о богатстве и бедности.
Однажды утром наша грязнуля встала, выжрала полбутылки пепси из горла (похмелье) и потащилась выжимать из себя очередной рассказ о какой-то никем не понятой школьной красавице и ее проблемах с дебилами-одноклассниками. Впоследствии будет показано, как героиня сублимирует всё происходящее с нею в примитивные события своего рассказа. Однако работа не клеится, в принтере давно закончились чернила (приходится слюнявить давно усохший картридж), работодатель звонит… И тут ей на почту приходит что-то вроде выстрела из прошлого: младенческая фотография с подписью "Я родился!", новоиспеченный отец и отправитель – школьная любовь из города детства. Важно, что период их отношений вписывается в период застревания героини – роман продолжался с 16 до 20 лет. Интересна реакция героини на письмо. Она вроде бы не сердится, не радуется, не ревнует — нет. Она преисполняется благородных чувств и бросается вызволять друга своей юности из жопы, в которой он, бедолага, оказался. С ее точки зрения он неудачник, конечно, потому что не уехал из провинции в Нью-Йорк, но её священный долг – не дать ему пасть окончательно, погрязнув в тупом деревенском браке и вонючих памперсах. Девушка едет Спасать Друга. Тут мы, конечно, своевременно припоминаем момент об эмоциональной незрелости героини и предполагаем, что операция "Спасение" будет выглядеть идиотически и закончится для неё страшным позором, потому что нет ничего глупее, чем пытаться спасти взрослого адекватного человека от полезных привычек и здорового образа жизни, предлагая взамен алкогольный угар, болезненный секс, взбалмошный характер и полную неспособность организовать пространство вокруг себя.
Огромный плюс фильма состоит в том, насколько реалистично в нем показан быт престарелых девочек, не способных выйти из заплесневевших рамок школьной красавицы, не готовых мириться с ходом времени, продолжающих ожидать своих лавров и аплодисментов, и огрызающихся на всё вокруг в бессильной злобе. Это как бы оборотная сторона популярного слогана "Ты достойна большего", и она говорит нам: если ты вобьёшь себе в голову, что мир перед тобою в долгу – забудь о счастье, тебе останется только черная неудовлетворенность, отчаянная злость и вечная депрессия. Второй восхитительный плюс – отсутствие сказочной составляющей в виде чудесных метаморфоз личностного роста. Несмотря на все позорные вещи, произошедшие с героиней, несмотря на то, что она сама говорит: "Я должна измениться завтра…", ничего не происходит. Она все так же не видит, в чем ее проблема, и не понимает, почему для неё всё вокруг так бесконечно однообразно в своём убожестве. И уезжает восвояси на своем битом мини-купере.
Очень рекомендую этот фильм всем самостоятельным пожилым девочкам. Возможно, у вас (нас?) мелькнет смутная догадка, что не мир говённо устроен, а мы, и это будет очень позитивная мысль, потому что навести чистоту в своей комнате гораздо легче, чем во Вселенной. Вопрос только в том, не будет ли кто-то из нас настолько ленив, что предпочтет хаять Вселенную вместо плановой уборки. Экс-оу, экс-оу.