В главных ролях: Венсан Кассель, Юбер Кунде, Саид Тагмауи. В ролях: Карим Бельхадра, Франсуа Леванталь, Эдуард Монтут, Бенуа Мажимель.
Награды:
Матье Кассовиц написал сценарий после того, как один из его друзей умер в полицейском участке..
Интересные факты о фильме:
МКФ в Каннах — лучший режиссер. 3 "Сезара" — лучший фильм, лучший продюсер, лучший монтаж. Европейский киноинститут — лучший фильм, снятый молодым режиссером. Film Critics Circle of Australia Awards — лучший иностранный фильм. Lumiere Awards, France — лучший фильм, лучший режиссер.Версия для печати
Пересмотрев "Ненависть" в 2012 году, я получил совсем другие впечатления, нежели в 1995-м. Не то, чтобы мне и тогда фильм жутко понравился, но смотрелся он точно с гораздо большим интересом и казался гораздо более убедительным. Сейчас дебютный фильм Матье Кассовица, повествующий об одном дне из жизни трех французских гопников, раздобывших полицейский пистолет во время ночной стычки с ментами, кажется "плакатным" и слишком простым.
С художественной точки зрения, черно-белая картинка подчеркивает, что между жителями бедных, неблагополучных районов и "исполнительной властью", излишне ретиво защищающих не только интересы более успешных, социально-приспособленных граждан, существует бездна ненависти, которую не преодолеть — слишком велик контраст. Один мир – абсолютно "черный", другой – абсолютно "белый", и между ними нет и не может быть точек соприкосновения.
Однако внутри двух отдельно взятых миров особых разрывов не существует, даже расовые отличия тут теряют значение. Поэтому в "Ненависти" Кассовица фигурирует самая странная троица приятелей, что я видел в серьезном, якобы реалистическом кино. И действительно, трудно себе представить, если только перед тобой не комедия, чтобы еврей дружил с арабом и негром! Впрочем, в последней перед финалом сцене Кассовиц обозначает общего для своих героев врага: Свирепого Скинхеда, который, по сути, является точно таким же деклассированным элементом, как и они, только напрочь отмороженным...
Дебют Кассовица снискал особую любовь французских кинокритиков. Молодой 29-летний режиссер снял "социально значимый фильм", к тому же черно-белый. Его фильм — как бросок камнем в зацветшую, тухлую воду французского кинематографа 90-х года, где плавал, в основном, яркий, бессмысленный киномусор. "Ненависть" получила приз французских киноакадемиков как лучший фильм года, а Кассовиц удостоился приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале — о большем дебютант не может и мечтать.
В своё время фильм наделал немало шуму, и я помню, я лет пять хотел его посмотреть, пока наконец на него не наткнулся.
Посмотрел.
Горько разочаровался.
И дело не в том, что Кассовиц выступает в картине сраным капитаном очевидность — рассказывая нам о каких-то банальностях, вроде "ненависть порождает ненависть", или "все мы братья, зачем нам друг друга убивать". Дело в том, что сама постановка проблемы за прошедшее время существенно изменилась.
Фильм рассказывает о трёх малолетних долбоёбах из пригородов Парижа, шатающихся по городу сутки напролёт. Смотреть картину нескучно (за это Кассовицу спасибо), снято всё очень неплохо. Социальной компонентой фильма — которая, собственно, и генерировала тот самый "шум", призы на каннском фестивали, и так далее — здесь является противостояние "молодёжи из пригородов" и полиции, тоже из тех же самых пригородов, которое развивается (в кадре или за кадром) в течении всей картины, и в итоге приводит к финальному драматическому кадру.
Кассовиц снимал свой фильм в романтическом 95-ом, когда все ещё верили, что проблемы современного общества произрастают из-за неправильного государства. Капитализм, сраное общество потребления, подавление человеческой воли жуткой репрессивной машиной — вот из-за чего гопники становятся гопниками (думали тогда интеллектуалы). И фильм прекрасно это иллюстрирует: в нём показывают молодых людей, которые не могут найти работу (не-мо-гут), не могут нормально отдыхать (им-не-да-ют), и они вынуджены бесцельно прожигать свою жизнть (вы-нуж-де-ны).
Но время сыграло с картиной злую шутку.
В 2005 Францию захлестнули массовые беспорядки, затем они захлестнули другие европейские страны, потом был кризис, обнищавшая Греция, жители которой не хотели расставаться с раздутыми зарплатами и пенсиями, и тоже жгли на улицах машины, серия лондонских погромов, и в конце концов черта прошла там, где она и должна была пройти. Не между государством и личностью, а между работающими людьми и дармоедами. Между теми, кто кормит себя сам, и теми, кто сидит на пособиях.
Я не могу сегодня сочувствовать группе малолетних гопов, которые сутки на пролёт тусуются по пригородам. Я не верю в то, что они не могут найти работу, потому что тот, кто хочет — находит её. Уж точно никогда я не поверю в то, что они не могут получить образование. Я не верю в то, что им не дают нормально отдыхать, общаться и заниматься своими делами. Я верю только в то, что их с детства приучили, будто кто-то что-то им должен — и именно это толкает их на преступления. Именно это вселяет в них уверенность, что полицейского при исполнении можно не послушаться, а пистолет — способ решения проблемы.
Короче, не верю. Я сегодня Станиславский.
Кстати, у Кассовица я посмотрел всего два фильма (этот и Вавилон с Дизелем), и оба мне не понравились. Что, в общем, не говорит о том, что он — плохой режиссёр, это так, просто мысль вслух.
Над кварталами парижских пригородов сгущается предвкушение насилия. Множество гопников мается, шатаясь по району, не может напасть на полицию, но хочет, подбирается к ней, кружит, жжет машины и разоряет мелкие магазины и спортзалы таких же, как они. В воздухе витает напряжение, но напряжение дурное, безвыходное, муторное и пустое. Это как язва, "раздражение в моем стакане". Молодого араба Абделя едва не убил во время допроса коп, он попал в больницу, а для всех остальных это стало последней каплей. Злобны полицейские, раздражены гопники, но безлично, просто по факту своей жизни, за которую должен кто-то ответить. Кто-то должен за кого-то отомстить, но как это делать и когда для троих главных героев неочевидно. Поэтому еврей Винс (Венсан Кассель), негр Юбер и коротышка-красавчик Саид просто рассекают по району, то покурив, то поругавшись, пока смутное желание превосходства не прорывается с помощью найденного на районе револьвера.
Вопреки сложившемуся о картине мнению Кассовиц снял безобидное кино о пацанах без ориентиров. Ни один из троицы не опасен, это обычные пацаны с района, не слишком образованные, да, неприятные, но не закоренелые преступники. Его Винс, кажущийся порой то смешным петрушкой, то опасным психопатом, вдруг просветляется, осознав, что на самом деле не хочет убивать кого-то, кто пускает ему на ботинки кровавые пузыри. Он хочет, чтобы кто-то заплатил за его дерьмовую жизнь, но все окружающие, вроде, и не виноваты, если подходить к каждому по отдельности. Если же воспринимать их вместе, то люди сливаются в массу, порождающую только раздражение и желание ее уничтожать. За свое просветление Винс чересчур картинно, даже мелодраматично расплачивается. Юбер же понимает цену своему нейтралитету — она такая же, как бахвальству Винса. Миротворцев частенько убивают первыми.
В то же самое время неидеальность фильма подчеркивает это всепоглощающее тошное чувство безвыходности клинча, в который попадает протестующий человек. Полиция всегда против тебя, суды засудят тебя потому, что ты плохо выглядишь или не с теми связываешься. Ты можешь выйти против полиции и погибнуть, ты можешь убить пару врагов, чтобы потом все стало еще хуже, ты можешь ничего не делать, но тогда тошнотворная волна ненависти к себе и окружающему тебя поглотит. Пистолет Винса предназначен не для возмездия, он предназначен для того, чтобы убить финального босса, чья смерть могла бы что-то поменять, но вот ты выходишь, убиваешь босса — и вместо него выходит новый босс. Схватка парижской гопоты с полицией, которая уже выросла из сапожек фильмов и превратилась в лондонские пожары, — бунт накопленной обиды, это спертая ненависть даже не к конкретным вещам, а ко всему вообще, эдакое "заебало".
С другой стороны, "Ненависть" довольно смешная. Герои постоянно попадают в ситуации, над которыми посмеиваешься. Гопники — это печально, но одновременно и смешно, а Кассель тут играет и полукомедийную роль. Кассовиц умело играет с перспективой и кадром, поэтому смотреть интересно. Откровением "Ненависть" уже давно не станет, но кино хорошее.