Лежа в постели, Констанс по просьбе супруга читает вслух роман "Чтица". Героиня романа, Мари, обладает приятным голосом. Она решает поработать чтицей и дает в газету объявление, читаю, мол, на дому. Вскоре на него откликаются различные люди, и Мари начинает ходить по домам и читать вслух. Ее клиенты: подросток, которому автомобиль переехал ноги; старая вдова генерала – жизнерадостная коммунистка; застенчивый директор каких-то зарубежных шахт, страдающий от недоёба; маленькая, но очень самостоятельная девочка.
Двое клиентов повернуты на сексе: романтически настроенный подросток-инвалид, в котором играют гормоны, и взрослый мужик, который научился гонять иностранных шахтеров, но не научился обращаться с женщинами. Функции Мари не ограничиваются чтением Льюиса Кэрролла, Маргерит Дюра, Ги де Мопассана, Шарля Бодлера, волей-неволей она входит в жизнь посторонних людей. Не то, что она начинает играть в чужих жизнях первую скрипку и влиять на положение дел, но какое-то место она там все-таки занимает. Литература в данном случае воспринимается как предлог удовлетворить собственное любопытство. Читая всякий вздор, Мари приникает к замочной скважине, а то и свободно распахивает дверь и заходит внутрь… В общем, собственная жизнь Мари приобретает приятное разнообразие. Поэтому неудивительно, что, закрыв последнюю страницу книги "Чтица", домохозяйка Констанс говорит мужу: "А ты знаешь, у меня тоже приятный голос".
Мне этот фильм очень нравится, хотя и непонятно почему. Может, потому, что это какой-то очень весенний фильм. Ранне-весенний, потому что в одной из сцен Мари и вдова генерала, которую, кстати, играет Мария Касарес, отмечают годовщину смерти Ленина, а скончался Ильич, как мы помним, 21 января. В фильме ощущается какой-то подъем, какое-то пробуждение, свойственное ранней весне.
Мне вообще нравятся фильмы Мишеля Девилля, опять же непонятно, почему. Кстати, его фильмы похожи на фильмы Эрика Ромера, и в то же время непохожи. Девилль повернут на сексе и обожает откровенные сцены, а Ромер в этом плане – монах. Но их сближает идентичное чувство юмора: они не из тех, кто заливисто ржет во весь голос, они довольствуются легкой ухмылкой, показывая зрителю жизнь своих героев.