Режиссер:
Мартин Скорсезе. Сценарий: Джей Кокс, Мартин Скорсезе (по одноименному роману Эдит Уортон), Оператор: Михаэль Балльхаус, Композитор: Элмер Бернстайн.
Награды: "Оскар" — за лучшие костюмы. "Золотой глобус" — лучшая актриса второго плана (В.Райдер). BAFTA — лучшая актриса второго плана (М.Марголис). МКФ в Венеции — Приз Эльвиры Нотари (М.Скорсезе, М.Пфайффер). National Board of Review, USA — лучший режиссер, лучшая актриса второго плана (В.Райдер). Bodil Awards — лучший американский фильм. Fotogramas de Plata — лучший американский фильм. Синдикат итальянских киножурналистов — лучший художник, лучшие костюмы. Southeastern Film Critics Association Awards — лучшая актриса второго плана (В.Райдер)..
Интересные факты о фильме:
Предполагалось, что фильм выйдет осенью 1992-го, но выпуск задержался на год, чтобы Скорсезе мог внести необходимые изменения.
Интерьер дома миссис Минготт снимался в доме братства "Каппа Фита" из Политехнического института города Трой, штат Нью-Йорк. На постановку декораций ушло три недели.
После выхода "Эпохи невинности" на экраны Скорсезе заявил, что это самый жестокий из его фильмов.
Камео Мартина Скорсезе: фотограф, снимающий свадебную фотографию для Мэй.Версия для печати
В своем творчестве Мартин Скорсезе неоднократно воспевал Нью-Йорк, город, где он родился, вырос и жил. Например, в конце 80-х вместе с Вуди Алленом и Фрэнсисом Фордом Копполой он участвовал в альманахе "Нью-Йоркские истории", – все трое сняли настолько слащавые истории, что их, похоже, не приняли даже коренные жители города. Кому-то памятен блокбастер Скорсезе "Банды Нью-Йорка" – кроваво-любовная история на фоне строящегося мегаполиса, хотя лично мне эта картина запомнилась только по сцене побоища между итальянцами и ирландцами на снегу.
И вот, – может быть, для кого-то это было неожиданностью, – в 1993 году Мартин Скорсезе снимает "Эпоху невинности", костюмную мелодраму по роману Эдит Уортон. Этот роман на "историческую тему", опубликованный в 1920 году, в своем роде тоже явление историческое: Уортон получила за него Пулитцеровскую премию, таким образом став первой женщиной-лауреатом данного приза. Роман подсунул Скорсезе в 1980-м году его друг Джей Кокс (позже он выступит соавтором сценария) с такими словами: "Мартин, экранизируй эту романтическую штукенцию, она как раз для тебя". Пройдет семь лет, прежде чем Скорсезе прочтет книжку, и еще пять – прежде чем приступит к съемкам.
Почему все-таки Кокс был уверен, что эта книга подходит Скорсезе; почему дело дошло до съемок? Да потому, что Эдит Уортон родилась в Нью-Йорке и написала про Нью-Йорк, старый Нью-Йорк, в котором еще не было небоскребов, по улицам расстилалась грязь, но дома аристократов были наполнены светом и "чисто английским снобизмом".
Скорсезе снял красивейший фильм, в котором линия любви адвоката Арчера и "опальной" графини Оленской, проведшей лучшие годы жизни в европах (во Франции, как и сама Уортон), серьезно спорит с фанатичным желанием Скорсезе воссоздать обстановку старого Нью-Йорка (экстерьеров и особенно интерьеров) как можно более дотошно. Камера уделяет внимание игре эмоций на лицах героев, но в большей степени она фиксируется на блеске столового серебра, костяных ручках зонтиков, шляпках и воротничках. Ни одна смена блюд во время званого обеда не ускользнет от наблюдательного кеноглаза… И это хорошо, потому что художники, декораторы, специалисты по костюмам поработали на славу. Впрочем, и к актерам нет никаких претензий.
Во время просмотра "Эпохи невинности" постоянно вспоминалась "Женщина французского лейтенанта" Джона Фаулза. Эти два текста, сами того не ведая, отчаянно полемизируют друг с другом. В конце романа Фаулза главный герой едет из чопорной, закосневшей в предрассудках Европы в США, где обнаруживает приятных, открытых, свободных людей. В "Эпохе" олицетворением свободы, напротив, становится Европа. Как говорится, хорошо там, где нас нет.