Режиссер:
Гэри МакКендри. Сценарий: Мэтт Шерринг (по мотивам книги Ранульфа Файнса "Пернатые"), Оператор: Саймон Дагган, Композиторы: Райнхольд Хайль, Джонни Клаймек.
В главных ролях: Джейсон Стэтхэм, Клайв Оуэн, Роберт Де Ниро. В ролях: Доминик Пурселл, Аден Янг, Ивонн Страховски, Бен Мендельсон, Адевале Акиннуойе-Агбадже.
Интересные факты о фильме:
Фильм является экранизацией "наизнанку" (то есть повествование ведётся от лица антагониста) романа сэра Ранульфа Файнса "Пернатые". При публикации романа Файнс утверждал, что в нём описаны реальные события, однако простая практическая проверка показывает, что по крайней мере часть событий Файнс выдумал. В более поздних интервью он утверждал, что роман представляет собой "Faction" (от слов "fact" и "fiction"), то есть смесь реальности с вымыслом.
Один из девяти солдат, принимавших участие в битве под Мирбатом, капрал Майк Кили, действительно погиб от переохлаждения во время марш-броска САС на полигоне Брэкон Бикон в феврале 1979 года. Учитывая погодные условия (была сильная буря, а Кили не одел тёплое бельё), версию несчастного случая никогда не ставили под сомнение.
Главный герой романа, сам сэр Ранульф Файнс, в фильме появляется, как эпизодический второстепенный персонаж.Версия для печати
Триллерообразный боевик, якобы основанный на реальных событиях. Во всяком случае, он снят по мотивам книги Ранульфа Файнса "Пернатые", а Файнс состоял в SAS (был взрывником) и воевал в Омане. Фильм повествует о том, какие последствия повлекли "грязные операции" британского спецназа в Омане.
Джейсон Стэтхэм играет профессионального киллера по имени Дэнни, который отошел от дел, но вынужден был вернуться, потому что его старший товарищ, Хантер (Роберт де Ниро) попал в заточение к изгнанному с родных земель оманскому шейху. А попал он потому, что взял у шейха семь миллионов, но задание не выполнил, так как с самого начала решил сделать ноги. А за ним, оказывается, следили…
Фильм сразу начинает выглядеть каким-то глуповатым. Налицо явная несуразица: ну кто, находясь в здравом уме, вывалит бабло в полном объеме за работу, которая еще не выполнена?? Нихуя себе "аванс"! В общем, потом, когда Стэтхэм прибыл, чтобы выполнить работу за Хантера и спасти друга, шейх резко поумнел и денег Стэтхэму не дал. Ни денег, ни Хантера.
А задача перед Стэтхэмом стоит следующая. Требуется завалить трех спецназовцев SAS, которые убили трех сыновей шейха. Дело в том, что по "закону пустыни" кровь смывается кровью. В свое время шейх отказался мстить, чтобы спасти своего четвертого и последнего сына, поэтому племя изгнало шейха с собственных земель. Короче, вместо того, чтобы надрать задницу своим дикарям, шейх решил взялся за SAS, которые надрали задницу всем. Ну и правильно, своих обижать негоже. К тому же все равно жар придется загребать чужими руками,а конкретно, руками "элиты киллеров".
Шейх ставит несколько условий, одно из которых звучит довольно странно: убийства должны выглядеть случайностями.
Спрашивается, случайностями они должны выглядеть для кого? Для простых британцев? Ебтыть, да для простых британцев они будут выглядеть Неслучайностями, только если на грудь покойника повесить табличку "Эта сука воевала в Омане и убила моего сына. Шейх". Ну, а для тех, кто воевал в Омане, эти случайности не будут выглядеть случайностями ни при каких обстоятельствах.
Ну и, в общем, Стэтхэм со своей командой (еще два человека) начинают выдумывать всякие забавные случайности. Например, они стыривают из ванной одного бывшего спецназовца одну маленькую кафельную плитку, а потом им в недрах пустыни оманские дикари мастерят здоровенный каменный молоток (мечта людей палеолита), у которого заостренная часть облицована точно такой же кафельной плиткой. Пизданёшь таким молотком человека по шее, а потом положишь покойничка на кафельный бордюр в ванной… никто и не поймет, что человек не сам сломал себе шею, случайно поскользнувшись. Как будто нельзя было просто приложить его как следует шеей об этот самый бордюр.
Фильм сделан на полном серьезе, зато, ко счастью, в хорошем для экшна темпе. Впрочем, время от времени хороший темп разбавляется тоскливейшими лирическими сценами из мирной австралийской жизни Дэнни (туда он уехал на ПМЖ и познакомился с милой девушкой). Эти сцены предназначены для того, чтобы зритель понял, как неприятно Дэнни выполнять работу за Хантера, какой он в душе гуманист и вообще пиздатый парень.
Фильм заканчивается плохо. Дэнни свою работу выполнил, но какой ценой! Во-первых, потерял двух своих людей. Во-вторых, ведь недаром, недаром же мудрый шейх (выдача семи миллионов Хантеру была случайным пароксизмом безумия, ибо старость не в радость) его предупреждал: убийства должны быть случайными, чтобы никто меня не заподозрил! Ветеран SAS (Клайв Оуэн), пытавшийся спасти своих людей, обреченных на расправу, без труда выявил "арабский след", выследил шейха и грохнул.
Дэнни, незачет! Это же провал. Нам такие профессионалы не нужны.
Что характерно, фильм "Профессионал" тоже провалился. При бюджете 70 миллионов долларов он собрал в мировом прокате чуть больше 50.
Сценарист-дебютант Мэтт Шеринг написал сценарий по скандальному роману Ранульфа Файнса "Пернатые", шпионскому триллеру о наёмных убийцах, а режиссёр-дебютант Гари МакКендри перенёс этот сценарий на экран.
Дебютантская работа провалилась: фильм не отбил даже свой относительно небольшой бюджет в 70 лямов (это не много для боевика со звёздами первой величины), и оказался почти разгромлен критиками. Критики отмечают в основном клишированость истории ("последнее дело" киллера, "вышедшего на покой", и так далее), хуёвую игру Дэ Ниро (что есть, то есть, играет хуёво), слишком много Стэтэма (снова правда). Я бы ещё добавил сюда хуёвое название ("Пернатые" и то лучше, хоть фильм и не о них толком) и смазанную концовку. Всё это так.
И всё это не меняет того факта, что перед нами – отличная, исключительно качественная работа как со сценарной, так и с режиссёрской точки зрения. Парням просто чуть-чуть не хватило опыта, чтобы понять, что здесь нужен другой подход. Надо было сбросить темп, снять весь фильм в тёмных, мрачных тонах, и превратить его в параноидальный триллер с плохим концом (чтоб никто не выжил, никто, блеать!). Тогда критики обоссались бы кипятком, а зрители повалили на картину валом.
"Элита Киллеров" — это классический боевик из поджанра "seek and destroy". Группа злобных парней нанята бессердечными ублюдками, чтобы замочить несколько поганцев. Положительных персонажей в фильме нет (не считая девушки главного героя – вообще лишнего и ненужного персонажа на мой взгляд). Тут все герои как минимум с плохими манерами, а как максимум – готовы перегрызть тебе глотку за пачку жевачки.
Исторический антураж тоже добавляет фильму очков. Стартовые титры сначала создают впечатление, что ты смотришь фантастику про близкое будущее (мир в хаосе... энергетический кризис... кругом убийцы...), пока тебе не говорят, что речь идёт о 1980-ом годе. САС – на самом деле чертовски интересные парни (не уверен, что "по сравнению с ними Морские котики – горстка педиков", как утверждает в фильме Перселл, но тот факт, что именно по образцу САС создавалось большинство современных десантных спецподразделений, о многом говорит). Даже удивительно, что их деятельность так мало освещена в кино. А тут ещё и выпуклая историческая фактура: Оман, битва при Мирбате, чиновники, которые заметают мусор под ковёр.
Фильм отлично построен – размеренно, от эпизода к эпизоду, с неспадающим напряжением. В вину сценариста могу поставить пару лишних драк: если схватка в больнице ещё как-то объяснима с сюжетной точки зрения (главные герои должны встретиться лицом к лицу, хуле), то попытка побега от шейха – просто фейл, перестрелка ради перестрелки, ничего не меняющая в диспозиции фильма. Но остальные сцены – прекрасны. Хорошие подводки, неожиданные разрешения (только на полигоне всё прошло слишком гладко, но впечатления это не портит), масса качественных деталей. Вообще, Шеринг выдаёт уровень, которого сложно ждать от сценариста-дебютанта (скажем, герой Перселла тушит сигарету об осу, и говорит "передавай привет своим друзьям в Омане" — такие мелочи являются показателем высокого класса).
К несчастью, на весь фильм ребят не хватает. Они шатаются в начале, набирая темп, затем начинают путаться ближе к концу, а финал начисто смазывают. Умение создать текст при неумении оформить структуру – это признаки простой болезни. Она называется "нет хорошего продюсера" — и я искренне надеюсь, что в будущем и Шерингу и МакКендри с продюсерами будет везти.
Не смотря на провал картины, я уверен, что именно этот фильм (наряду с "Tinker tailor soldier spy" и "Kill the Irishman") определяет лицо 2011-го киногода – ретро-боевики, сочетающие в себе олдскульность и мастерство исполнения. А отнюдь не "кино о кино", и не фильмы о конце света, которых в 2011 (предверие конца календаря Майа, хуле) настрогали изрядно.
Пытался вместе с вами определить лицо 2011-го киногода Дядька Димка.
P.S. Написал о хуёвой игре Дэ Ниро и не написал о неожиданно нашедшем своё амплуа Доминике Перселле. Он смотрелся стрёмно в "Побеге", был откровенным мискастингом в "Соломенных псах", зато в "Элите киллеров" он прекрасен. Мне кажется, здесь он на своём месте.
Еще один боевик с Джейсоном Стейтемом, которого мы все любим, хотя тут присутствует рискованный момент, когда играющий за противоположную команду одноглазый герой Клайва Оуэна как следует отвешивает герою Стейтема люлей. Поверить в это решительно невозможно. Т.е. это все равно как если бы тебе показали фильм, где Брюс Ли окончательно проигрывает или Шварценеггер получает по лицу и плачет, как девчонка. Интересно, что разнородные фильмы со Стейтемом складываются в некую эволюционную линейку героя, потому что актер один и тот же — крутой парень на работе. Поэтому когда он садится за руль машины и лихо гонит на задней, мы хмыкаем — да, мы знаем, что он такое может. Из фильма в фильм он набирается сил. И когда в конце показывают пастораль, мы-то, зрители, точно знаем, что скоро она нарушится. Это знает и он, поэтому особенно не парится. Муркоковский вечный герой.
Что касается боевика, то он сделан весьма увлекательно, особенно меня впечатлил молот с осколками из плитки.