В главных ролях: Михалис Зик, Таня Палайологу. В ролях: Стратос Цорцоглу, Димитрис Каберидис, Герасимос Скиадаресис.
Награды: Европейский киноинститут — лучший фильм. МКФ в Венеции — "Серебряный лев" за лучшую режиссуру, C.I.C.A.E. Award, OCIC Award, Prize of the Students of the University 'La Sapienza', Sergio Trasatti Award. МКФ в Берлине — Interfilm Award. .
Категорически не мое кино. "Пейзаж в тумане" без напряжения можно смотреть только как пародию на европейский артхаус — многозначительные облеты камерой статичных объектов, долгие, долгие кадры того, как кто-то идет или стоит, множество надуманных символов и ненужное издевательство над своими героями, которые в конце, освободившись от пут тумана, обнимают одинокое дерево. В фильмах такого рода никогда не бывает логики, движения длятся в полтора-два раза дольше, чем ты можешь вынести, сопровождаемые надсадной, трагической музыкой. Также их любят называть "символическими притчами", от чего у меня дергается глаз. При этом "Пейзаж в тумане" и есть самый яркий представитель европейского артхауса, он так снят всерьез, таков творческий метод режиссера.
Типичный пример: дети, сбежавшие из дома, идут по заснеженной улице. Из кабака выбегает невеста, она плачет прямо рядом с стоящими, как статуи, детьми, ее уводят. Из кабака льется веселая музыка. Сбоку подъезжает трактор, за которым волочится лошадь. Веревка отцепляется, трактор уезжает, как ни в чем ни бывало, и лошадь подыхает прямо перед продолжающими стоять детьми. Мальчик истерически рыдаетъ. Сзади идет танцующая свадьба.
На мой вкус, это плохо. Очень-очень плохо.
Самой ударной сценой, впрочем, стал визит мальчика в кабак, где он просит дать ему еды. Это специальный артхаусный мальчик (тм), который крайне медленно двигается и постоянно застывает. Хозяин предлагает пацану потрудиться, раз тот так голоден, и собрать все бутылки. "Все?" — спрашивает артхаусный мальчик после долгой паузы, оглядывая зал. После этого он невыносимо долго собирается, ставит две бутылки в угол. Дверь кабака открывается. Входит скрипач и начинает играть душераздирающую мелодию. Артхаусный мальчик садится и слушает его. Льется печальная мелодия... Хозяин прогоняет скрипача, и пацан опять начинает медленно и печально собирать бутылки. Я не знаю, как это прокомментировать. Это fatality, братья. Мы с товарищем разразились нервным смехом.
"Пейзаж в тумане" невыносим. Я бросила на сцене изнасилования девочки дальнобойщиком, но потом пришлось бегло досмотреть. И лучше не стало — Ангелопулос мучает зрителя и героев, бессмысленно бредущих вперед, чтобы в конце подарить фальшивый катарсис любителям "символических притч".
Традиционное роуд-муви, в котором сестра и младший брат едут из Греции в Германию в поисках отца, который является для них символом земли обетованной. Отец давным-давно их бросил, они ему не нужны. Дети не помнят, как выглядит отец, и не знают, где он живет. Он выступает в качестве "движущей идеи", служит оправданием их "ложного движения" от несчастья и потерянности к мифическому счастью.
Тео Ангелопулос снял настоящий фильм о неприкаянности. Дети в его фильме словно выходцы из иного мира, но поскольку история рассказывается через призму их восприятия, то загадочной и таинственной оказывается самая обыкновенная реальность: фильм состоит из ряда эффектных образов. "Индустриальные" кадры чрезвычайно впечатляют, но некоторые другие сцены кажутся вторичными Например, гигантская каменная кисть руки с вытянутым вперед указательным пальцем, которую подымает в воздух вертолет, навевает воспоминания о "Сладкой жизни" Феллини. Этот палец словно указывает направление к сладкой жизни, которая непременно наступит при воссоединении с отцом. Богом-отцом, ага.
Брату и сестре какое-то время помогает великодушный и жизнерадостный молодой человек по имени Орест, прирожденная нянька. Сперва он нянчился со странствующими артистами, потом труппа распалась, и он занялся детьми. Не знаю, насколько популярно имя Орест в современной Греции, но Ангелопулос, снимая мифическое путешествие, наверняка имел в виду древнегреческого Ореста. Однако, как я ни пытался, не смог обнаружить связи между Орестом Ангелопулоса и мифическим Орестом, который по наказу Аполлона отомстил матери и ее любовнику за убийство отца, вследствие чего подвергся гонениям со стороны фурий (типа, месть – это плохо).
Как и любое "дорожное кино", "Пейзаж в тумане" – медленный фильм с почти отсутствующим сюжетом. В нем мало говорят. Но действие развивается настолько плавно и завораживающе, что превращается в тихую реку, которая утаскивает за собою вдаль.