В главных ролях: Шона МакДональд, Натали Джексон Мендоса. В ролях: Алекс Рид, Саския Малдер, МайАнна Бёринг, Нора-Джейн Нун.
Награды: Академия НФ, хоррора и фэнтези — лучший фильм ужасов. British Independent Film Awards — лучший режиссер, лучший монтаж. Empire Awards, UK — лучший фильм ужасов. Evening Standard British Film Awards — Приз за технические достижения. Golden Trailer Awards — лучший трейлер. КФ в Филадельфии — Приз зрительских симпатий..
Интересные факты о фильме:
Сцены на открытом воздухе были сняты в Шотландии, а сама пещера была сконструирована на съёмочной площадке в павильонах студии Pinewood Studios неподалёку от Лондона. Создатели фильма посчитали, что проводить съёмки в естественной пещере значит подвергать актеров излишней опасности и займёт намного больше времени.
Всё актёры прошли специальную подготовку в альпинистском центре в Дербишире, Англия.
Появление тварей держалось от актрис в секрете. Поэтому когда дошло до дела, артистки перепугались насмерть и удрали с площадки на потеху всей съемочной группе.
Актрисы снимались без дублеров, в том числе и в сценах с рафтингом.
Лондонская премьера состоялась в 2005 году. Как раз на той же неделе в столице Британии прогремели взрывы, что негативным образом отразилось на кассе "выходного дня". Но как бы то ни было, а фильм Маршалла, обладающий достаточно микроскопическим бюджетом 3,5 миллиона фунтов стерлингов, собрал в мировом прокате 57 миллионов долларов, то есть, окупил себя в 8,5 раз.Версия для печати
Дебютным своим фильмом "Псы-воины", снятым за сущие копейки, Нил Маршалл заявил о себе на весь мир. Единицы режиссеров умеют снимать "командные боевики" в жанре фантастика или хоррор. Но что такое "командные боевики"? Это когда группа бойцов оказывается в нестандартной (фэнтезийной) ситуации, и там чуваки вынуждены применять свои боевые навыки. Эталоном жанра, конечно, являются "Чужие" Джеймса Камерона.
Дебютным фильмом Маршалла был дешевый, но залихватский боевик про войну спецназа с оборотнями.
Вскоре режиссер нехило изъебнулся, сняв командный боевик "Спуск", предварительно заточив его под психологический хоррор, потом под приключенческое кино + хоррор, а потом под боевик + хоррор (в этой части фильма команда распадается). У картины была очень хорошая касса и ряд престижных призов.
Большая часть действия разворачивается в недрах земли, где гномы куют кольчуги из мифрила, а хоббиты воруют кольца всевластия, куда отправляется группа женщин, развлекающихся экстремальными видами спорта. То есть, это фильм про спелеологию. Вооруженные тросами, крюками, кирками, мотыгами, саблями, противозачаточными таблетками и шлемами тетки лезут в пещеру, а потом в другую пещеру, а потом в другую – и так далее, вглубь планеты. А потом вдруг приключается обвал и приходится искать новый exit (мама, роди меня обратно).
Маршалл мастерски нагнетает атмосферу. Клаустрофобия дает о себе знать примерно на десятой минуте после сцены спуска героинь фильма на "первый уровень". Но особая привлекательность картины "Спуск", конечно, заключается в том, что во второй части сюжет принимает новое развитие.
По большому счету, фильм мог быть пародией, поскольку режиссер бесцеремонно использует самые ударные трюки жанра "хоррор": внезапные выскакивания; потерянность и обреченность; безысходность… но, черт возьми, если бы каждый режиссер умел бы так мастерски обращаться с этим арсеналом, то у нас не было бы повода постоянно сетовать на отсутствие добротных фильмов ужасов.