Режиссер:
Вольфганг Петерсен. Сценарий: Вольфганг Петерсен (по одноименной книге Лотара-Гюнтера Буххайма), Оператор: Йост Вакано, Композитор: Клаус Дольдингер.
В главных ролях: Юрген Прохнов. В ролях: Херберт Грёнемайер, Клаус Веннеманн, Хабертус Бенгш, Отто Зандер, Гюнтер Лампрехт, Мартин Май.
Награды: Motion Picture Sound Editors, USA — лучший звук. Golden Screen, Germany Bavarian Film Awards — лучший оператор. German Film Awards — выдающаяся работа со звуком ("Золото"), выдающийся фильм ("Серебро")..
Интересные факты о фильме:
Бюджет — 14 млн. долларов (32 млн. дойчмарок).
Подготовка к съемкам велась пять лет.
Было построено три крупные модели подводной лодки: 35-футовая могла нырять, остальные две (18-футовые) использовались сугубо для подводных съемок.
Съёмки длились год, причем съёмки проходили в хронологическом порядке, за исключением начальных сцен в баре и финальных в гавани, которые были сняты последними. ещё год ушёл на монтаж и постобработку.
Во время съёмок фильма в качестве консультанта был приглашён реальный командир U-96 Генрих Леманн-Вилленброк. Роль Леманна-Вилленброка (которому на момент съемок было 70 лет) предлагали Рутгеру Хауэру, но тот отказался во имя "Бегущего по лезвию".
Финальная сцена была снята за один дубль, прежде всего из-за больших расходов на неё.
Итоговая длительность прокатной версии составила 150 минут, режиссёрская версия имеет длительность 209 минут, оригинальная полная версия, выпущенная в 1996 году, длится 293 минуты. Кроме того, в Германии была выпущена 6-серийная телеверсия данного фильма (TV-Fassung) продолжительностью 351 мин.
Великолепная производственная драма. Вместе с героями Вольфганга Петерсена зритель попадает в замкнутый, клаустрофобный, провонявший потом и машинным маслом мир боевой фашисткой подлодки. 3,5 часа длится режиссерская версия, и 3,5 часа зритель буквально не видит солнечного света, не слышит пения птиц… черт возьми, он даже не слышит карканья бакланов и альбатросов, а слышит лишь скрип переборок, стонущих под давлением толстого, соленого тела океана, да отрывистые команды командира и матерщину матросов. Самый дорогостоящий германский фильм посвящен реальной истории похода U96 (средней субмарины типа VIIC) в Атлантику. Эта история была описана в автобиографическом романе Лотара-Гюнтера Букхайма, лейтенанта и военного корреспондента, отряженного по редакционному заданию на борт U96.
Фильм захватывающий, жесткий и колоритный. Лучший фильм Вольфганга Петерсена, вершина мастерства. Режиссер, после успеха "Лодки" отправившийся в Голливуд и наснимавший там пачку блокбастеров ("На линии огня" с Клинтом Иствудом, "Троя"), ни разу не смог достичь своего прежнего уровня. Хотя, надо признать, "Идеальный шторм" тоже был весьма зрелищным "морским приключением".
Мораль фильма такая же, как и, скажем, в романах Ремарка: война – дело скверное, люди не заслужили войну. Горький финал подчеркивает бессмысленность мытарств, выпавших на долю героев фильма. Но, черт возьми, казусная мысль: та же самая война послужила поводом снять такую замечательную картину!
Фильм пользовался огромным успехом. Клаус Дольдингер написал прекрасный саундтрек. Десять лет спустя немец Алекс Кристенсен создаст группу "U96", исполняющую техно. Заглавная песня с дебютного альбома, названная "Das Boot", посвящена, разумеется, фильму и использует мелодию Дольдингера. Новый музыкальный стиль вдохнул новую жизнь в потонувшую субмарину, поднял ее со дна и окончательно превратил "Das Boot" в легенду.
"Лодка" — безусловно лучший фильм о субмаринах. Кстати, мне видится что-то странное в том, что интерес к подводным лодкам цикличен и приходится на начало каждого десятилетия. Судите сами: в 1981 году вышла "Лодка", в 1990-м Джон Мактирнан снял "Охоту за Красным октябрем", а Алекс Кристенсен основал "U96", в 2000-м на экранах всплыла "U-571" и потонула "К-19" (и это только названия, которые первыми пришли на ум!). А вот 2011 год был скудноват на субмарины: вспоминается только ребут "Людей Х", поставленный Мэттью Воном.