Один из самых известных — если не самый известный — фильмов Мозена Махмальбафа, одного из самых известных — если не самого известного — режиссёров современного иранского кино. Сюжет фильма строится на попытке одних героев пережить момент из их далёкого прошлого — который, как выясняется, они запомнили совершенно по-разному — и страданиях други героев, нового молодого поколения, которое не хочет больше спасать мир по-старому, с помощью ножей и пистолетов.
Не смотря на простую, полулюбительскую манеру съёмки (Махмальбафу, насколько я понял, вообще сложновато снимать в Иране, и фильмы его там постоянно запрещают), картина содержит несколько отличных весьма новаторских штук, и в целом не успевает надоесть — её продолжительность всего 70 минут без титров.
Честно говоря, написать об этом фильме что-то ещё, так, чтоб не спойлить, очень трудно. Я уверен, что у Вовы на этот фильм будет подробная рецензия, где он в красках перескажет весь фильм до самого конца. А я так не могу. Если ключевым сюжетообразующим моментом в фильме является то, что спойлер, один из двух людей, которые спойлер, на самом деле не знал, что спойлер, которую он спойлер, на самом деле была спойлер, и таким образом спойлер — то я же не могу вот так, запросто вам это выложить. Украду у вас часть картины. А Вова может. Он может у вас хоть целый фильм спиздить — с него, как с гуся вода.
Вместе с тем, должен добавить и ложку дёгтя. Фильмы из всяких инопланетных стран обычно становятся шикоро разрекламированными фестивальными лауреатами только тогда, когда они напичканы примитивным гуманизмом, в духе — все люди братья, и давайте бросим ружья и начнём любить друг друга. Но правда состоит в том, что если бы, скажем, в первую мировую немцы и французы побросали ружья, и пошли любить друг друга, то эти ружья просто подобрали бы испанцы, которые бы надрали всем жопу (вместо этого спустя 20 лет они основательно надрали её друг другу — вот что значит нейтралитет в мировых войнах). Так что, признавая безусловные художественные достоинства картины, должен заметить, что с выводом я не согласен. Ни с Энгельсом, ни с Каутском.
Делился с вами своей агрессивностью и непримиримостью Дядька Димка.
Мор:
Рецензия на фильм "Миг невинности / Хлеб и цветок"
Лучший фильм из тех, что я посмотрела в прошлом году. Режиссер Мохсен Махмальбаф в юности был радикалом и, скооперировшись с двоюродной сестрой, в которую был влюблен, напал с ножом на полицейского, чтобы завладеть его оружием. Полицейский выжил, Махмальбаф отсидел, прошло много лет, и он захотел реконструировать прошедшие события. Для этого он позвал полицейского (его в фильме исполняет тот самый пострадавший, что придает колорита), провел пробы актеров на молодого себя, молодого полицейского, взял сестру "молодого Махмальбафа" на роль своей сестры, а затем начал снимать. Фильм представляет собой кино в кино, и его полностью "делают" молодые актеры. Игра с собственным прошлым выходит из-под контроля, оно оказывается нереконструируемым, порождает дополнительные сюжетные линии, превращается в нечто отличное от задуманного. В "Миге невинности" завораживающе естественно и увлекательно все: как старый полицейский подбирает себе замену и недоволен, когда симпатичного наглеца отклоняют; как он объясняет, что чувствовал, и как был уверен, что спрашивающая время девушка в него влюблена; как "молодой Махмальбаф", юноша с только выросшими усами, рассказывает, что хочет улучшить мир, а своей сестре весело и доверчиво предлагает быть матерью мира; как настоящая сестра Махмальбафа отказывает ему в съемках, даже не появляясь в кадре, но главное — как происходящее меняет свою окраску. Два молодых актера, брат и сестра, должны подбраться к молодому полицейскому — девушка его отвлекает, брат нападает, скрывая нож за хлебом, но репетиция превращается в преодоление фаталистического сценария.
За счет параллельного развития — полицейский наставляет молодого актера-полицейского, а Махмальбаф дает указания своему подопечному — режиссер как бы заставляет молодых актеров повторять чужие шаги, отправляет их в прошлое. Такой подход добавляет детективных ноток, ведь в момент общения открываются новые, неизведанные штрихи простой истории нападения.
Для меня одним из сильных моментов фильма стали рыдания "молодого Махмальбафа" у стен здания, когда он вдруг понимает, что вовсе не хочет пырять ножом полицейского, что он собирается приносить всему миру добро, а теперь вдруг становится убийцей. Он одновременно вживается в роль и протестует. Интересно, что эти переживания вполне могут быть отражением переживаний самого Махмальбафа, который настраивал себя на серьезный шаг ради будущего страны, но при этом вряд ли имел злобу против этого конкретного человека на посту. Но затем актер берет себя в руки, одергивает сестру, покупает хлеб, пряча под ним нож, и отправляется вперед. Все участники фильма очень обаятельны, даже сам режиссер уместен. То, как он нервно ходит около дома сестры, давно вышедшей замуж, имеющей детей, его выдает. Акриса, играющая молодую сестру, невероятно хороша — очень трогательна, чиста, красива.Крутое кино и с точки зрения кинематографии, и с точки зрения реконструкции собственного прошлого, и с точки зрения психологии борца.
Концовка "Мига невинности" и есть тот самый миг, который вызывает сильный катарсис. Доводя напряжение до черты, после которой ты ожидаешь насилия, которого никто уже не хочет, но которое как бы предрешено, Махмальбаф предлагает совершенно иной итог. Волшебное кино, братья.
Поразительный фильм, глядя который постоянно забываешь, что имеешь дело с игровым кино. Махмальбаф рассказывает историю о том, как решил снять фильм о самом себе. В юности, будучи радикально настроенным исламистом, он пырнул ножом такого же юного, как и он, полицейского. Режиссер решает воссоздать этот миг и посвящает фильм работе с актерами, которые должны вжиться в шкуры своих героев. Сперва он устраивает просмотр "артистов с улицы", – что поделать, прогрессивные иранские режиссеры черпают ведром из колодца неореализма. Потом сам Махмальбаф работает с парнем, который играет его в юности, а полицейский, которого он пырнул много лет назад ножом, работает со своим подопечным.
Фокус заключается в том, что съемочная группа, включая режиссера (он же сценарист) оператора и актеров постоянно находятся в кадре. Можно сказать, что Махмальбаф снял один из самых совершенных "фильмов в фильме". Один фильм пригнан к другому настолько плотно, что не различить и шва.
ТЕМ, КТО НЕ СМОТРЕЛ, ДАЛЬШЕ НЕ ЧИТАТЬ! ------------------------------------------------
Юным актерам не удалось 100% вжиться в роль, хотя этого от них требовал режиссер. Вместо того, чтобы пырнуть ножом, "Махмальбаф" протягивает хлеб, а "Полицейский" — цветок. Тем самым иллюстрируется следующее утверждение: неправда (недостоверность) позитивна. В то же время, если бы не было контекста, никто бы неправды не разглядел. Миг невинности – стоп-кадр, фиксирующий эту неправду.