Можно ли добиться хичкоковского напряжения с помощью двух иранских деревень, маленького пацана и необходимости доставить тетрадку получателю? У Аббаса Киаростами получилось. Быть ребенком в иранском поселении не слишком завидная участь: все тебя игнорируют или пытаются занять работой. Это касается детей в любом обществе — взрослый мир дает поблажки детям, но одновременно забирает право голоса. Это разумно, потому что детям зачастую нечего сказать, но в тех редких случаях, когда дела обстоят иначе, им приходится нелегко.
Фильм Киаростами — это история о том, как мальчик случайно забрал с собой тетрадку друга, живущего в другом селеньи. Учитель сурово наказал делать домашнюю работу именно в тетради, иначе последует кара, поэтому пацан храбро отправляется через холм в соседнюю деревню, чтобы найти друга, хотя знает он о нем мало. Его подгоняет чувство справедливости, придающее застенчивому пареньку силу противоречить. Кара учителя кажется ему неминуемой и страшной, и он должен спасти от нее рассеянного приятеля. Сильного напряжения добавляет тот факт, что окружающие пытаются его затормозить, а движение к цели сопровождается ложными находками. Вот уже, кажется, все закончится, но дверь опять чужая. Сможет он победить или нет? Найдет дом или не найдет? А если и найдет, успеет ли вернуться и сделать домашнюю работу? Вот вы ухмыляетесь, а ведь перечисленное притягивает к экрану почище триллера. При полном отсутствии насилия или угрозы жизни.
Путешествие дает возможность познакомиться с обыкновенной жизнью деревни. Люди устали, все трудятся, и воспринимать тревоги мальчика для них сложно, он кажется им беззаботным. Пустые улицы, на которые нанизаны дома и дворики, освещены солнцем. Они похожи на лабиринты, на двери-вопросы. Саспенс порой зашкаливает — ты как будто опять чувствуешь себя ребенком, которому трудно сделать что-то, идущее вразрез с желаниями взрослых. Отменно и очень смешно смотрится диалог с матерью. "Мне нужно обязательно отнести тетрадь", — объясняет мальчик. Но вместо ответа находится куча домашних дел, а мать, кажется, вообще не понимает, о чем речь, повторяя одно и то же. Она непробиваема. Ее фильтры просьбу не пропускают. Мальчика тормозят буквально все, а за окнами становится уже темно.
"Где дом друга?", несмотря на не слишком впечатляющий для любителя изощренных историй сюжет, очень увлекателен и вызывает живое беспокойство за героя. Это настоящее странствие.