Режиссер:
Роланд Эммерих. Сценарий: Джон Орлофф, Оператор: Анна Ферстер, Композиторы: Харальд Клозер, Томас Ванкер.
В главных ролях: Рис Иванс, Ванесса Редгрейв, Себастьян Фернандес-Арместо. В ролях: Дэвид Тьюлис, Рейф Сполл, Эдвард Хогг.
Интересные факты о фильме:
Джон Орлофф написал сценарий еще в 1998 году, но из-за того, что к тому времени наплодилась куча сценарных вариантов как по Шекспиру, так и про Шекспира, его сценарий лег на полку. В 2005 году проект попал в руки Роланду Эммериху и получил новую жизнь, но дело дошло до съемок только в 2010 году.
Эммерих финансировал фильм самостоятельно, поэтому имел полный контроль над проектом, а студия отдыхала в сторонке. Прибыль с предыдущих коммерческих фильмов развязала режиссеру руки.Версия для печати
Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Аноним", или несчастные аферисты
История о подложном Шекспире, возникшая на наших русских горизонтах некоторое время назад, сначала выглядела скандальной выходкой. Ведь в школе на уроках английского нас вполне убедительно заверили, что речь идет о реальной фигуре, натуральном культурном достоянии, и даже велели выучить это наизусть и рассказывать по очереди у доски. Затем некоторые из нас почитали Козьму Пруткова и слегка обалдели от того, что в литературе может запросто прокатить такая задорная выходка, как вымышленный автор. Скажем прямо, это натолкнуло на мысль, что литераторы не то, чем кажутся, что потом многократно подтверждалось всей нашей читательской практикой. Что касается Шекспира, разоблачение личности и рассказы о таинственном происхождении пьес до некоторых пор воспринимались как хаотический сумбур: кто-то не тот и не там похоронен, кого-то убили, кто-то выдал себя за кого-то а потом опять кого-то убил... Скандалы, интриги, расследования! Еще не начав слушать, уже чувствуешь себя запутавшимся. Балерина Майя Плисецкая вообще полагает, что Шекспиром была Мария Стюарт. Я не знаю, в расчете на кого был снят фильм "Аноним": это экранизация общеизвестных фактов, которые наконец доходят до нас в удобоваримом виде, или очередная риторическая фантазия? Как бы там ни было, фильм получился действительно удобный для восприятия и довольно интересный.
Оказывается, сообразили Шекспира на троих: Гений, Драматург и Нахал. Был восхитительный граф Оксфордский, и писал он восхитительные пьесы с самого детства, но само его рождение было большой дворцовой интригой, и надежды возлагались на него совсем иные, нежели чернильные пальцы и изящные манеры. Поэтому шпыняло его за писанину всё его ужасное окружение: сначала опекун (советник королевы, на минуточку), потом жена (дочь советника королевы), потом новый советник королевы (опекунский родный сын). Ничего графу не оставалось, как создавать свои шедевры и прятать до поры в темной комнате. Это Гений. Однако же где гений, там и тщеславие, потому что у всех медалей есть оборотная сторона. И граф Оксфорд избрал в качестве пиар-инструмента подающего надежды Драматурга, молодого человека с тусклым именем Бэн Джонсон. Бэн был человек не знатный, растерянный и совестливый, потому слабый. Известно, что порядочность от слабости не спасает, скорее её многократно усиливает, тем более если кругом вас одни бессовестные макаки. Оксфорду с некоторым трудом удалось втюхать Бэну свою пьесу для постановки, и пьеса произвела на зрителей какое-то головокружительное впечатление. Но в тот момент, когда ноздрей Оксфорда коснулся аромат его новой анонимной славы, а измученный Бэн выдохнул, мол, ятиттвою мать, ну слава Богу, вроде прокатило... Тут произошло неожиданное. Зрители потребовали автора, чтобы искупать его в овациях, любви и восторге. Оксфорд, понятно, ретировался, нельзя ему показываться. Бэн, как я уже сказала, никогда бы не поставил свое имя под чужой пьесой, тем более если она лучше его собственной. И тут в кулисах появляется Нахал, Вильям наш Шекспир, неграмотный актеришка из Бэнова театра. И настолько Виля бесхитростен в своём гедонизме, желании хоть раз стать под бешеные овации, что не видит в таком подлоге ничего криминального, это же игра! Ну, успех. Ну, почему-то эти дебилы признаваться не хотят... Пойду да выйду. Вот я! И вышел. Тут Оксфорд поморщился, Бэн схватился за голову, а мир перевернулся.
Это что касается собственно Шекспира как феномена. Но в фильме помимо этого есть еще интриги, и они тоже важны, ловки, трогательны и вполне удобны для восприятия. Ни одна линия не затеняет другую, очень сбалансированное кино. Тут и долгая жизнь рыжей Елизаветы, и подтронная селекция, ведущаяся с очень дальним прицелом. И войны, и восстания, и подосланные убийцы. Но, повторяю, все это многообразие не вносит в повествование никакой сумятицы. Возможно, любителей театра так же, как и меня, очарует начало фильма, где изобретательно сымитирован переход, который делает наше сознание в момент вовлечения в театральное действие — мы вдруг начинаем видеть то, чего на сцене нет, но что подразумевается: пыльные портьеры, затхлость темной комнаты, ледяной ветер из сада, грязь городской площади, вонь узких лужистых улиц, выпачканный подол плаща, отчаянье героя. Реконструкция театрального чуда, сродни чудесам Воланда, играючи расширявшего пространство коммуналки до величины дворца. В фильме есть смешное. Я искренне хохотала во время сцены, когда Вилли, как изнеженная звезда гламурного рока, падает в руки толпы и тащится. Кстати, актер Рейф Сполл подобран замечательно, сходство с классическим изображением Шекспира потрясающее, даже отыграна та же спесивая рожа и манера смотреть как-то бочком. Приятное правдоподобие.
Каждому ясно, что добром все это ни за что бы не кончилось, и действительно — все умерли, а кого не убило, того покалечило. Но в уста Бэна, драматурга, как свидетеля всей этой истории, вложены слова, которые отвлекают от людей и их горестей, но приводят к Тексту. Он говорит мерзкой жене Гения что-то вроде: поверьте, мадам, нам будут завидовать, что мы жили в то время, когда были созданы все эти произведения. После ужасающего перерыва, возникшего с падением эллинского изящества, всего три человека смогли снова построить мировой театр, я в это свято верю. Это испанец Лопе де Вега, француз Мольер и англичанин Шекспир, и какие бы люди не творили под этими именами, они несомненно заслуживают величайшей славы. Посыла у фильма нет. Потому и зрители в финале расходятся без аплодисментов, разочарованно переговариваясь. Но если вам доведется ощутить причастность, благодарность и уважение, знайте, что вам повезло, потому что эти чувства целебны для психики.