Шаблонный фильм ужасов. Все откуда-то понадергано. Молодой герой, которого ведет сквозь страшный, изменившийся мир опытный боец, – привет фильму "Добро пожаловать в Зомбиленд". Унылое постапокалиптическое роуд-муви – привет "Дороге". Вампиры, лишенные готической красы и похожие на зомби, – привет "Воинам света". Естественно, что фильм типа антиклерикальный: главными врагами героев становятся даже не зомбовампиры, в которых превратилось все население Америки, а религиозные фанатики.
Зашибись, это настоящее вампирское (мертвое) кино без единого проблеска жизнетворящего творческого света.
Вдобавок это охеренно скучное зрелище, сопровождаемое закадровым текстом, который реально бесит. Юный голос с придыханием медленно выдает тупые сентенции во время "затишья" в кадре, когда мелькают сосны в свете заходящего солнца, – то есть, между одной пафосно-кровавой сценой и другой. Подобные закадровые тексты обычно являются прерогативой артхаусных фильмов про молодых задротов, наркоманов или пидорасов.
Да в общем-то, фильм и есть – жуткая артхаусная пошлость с претензией стать пошлостью коммерческой.
Мне понравилось в "Земле вампиров" (она же "Страна осиновых кольев") только одно.
Много лет назад, в Крыму, после просмотра "Заклятия долины Змей", мы с пацанами обсуждали, почему содержимое инопланетной амфоры, превращающее людей в неуклюжих чудовищ, является таким уж страшным биологическим оружием. Кто-то сказал: "Не, а вы прикиньте, таких мутантов ведь можно сбрасывать с самолетов на вражеские траншеи!"
В "Земле вампиров" эта мысль претворяется в жизнь ))) Один из второстепенных персонажей, негр, служивший в армии, говорит, что вампиров сбрасывали на вражеские города. А потом – действительно: герои фильма прибывают в городок, где идет празднество, "фестиваль во время чумы", и им на голову сбрасывают вампиров (кто сбрасывает и зачем, и откуда вообще взялся этот "кто-то", когда Америка вся вымерла, в фильме не объясняется).
Фильм – полное говно, но сделан с такой трогательной серьезностью, и он такой наивный, что вызывает умиление.
Сюжет, или, скажем, стори-лайн, у фильма весьма стандартный: пост-апокалиптический мир, в котором пытается выжить кучка случайных знакомых, всё время передвигаясь, ибо на одном месте не велит стоять смертельный вирус, поразивший человечество. Ядром этой кучки являются мужик по имени "Мистер" и мальчик по имени "Мальчик" (или как-то так, я уже и забыл точно). Но вот тут уже подстерегает первое отличие: вампиры, которые, конечно, являются системообразующим пиздецом в этом пиздецовом мире, предстают нам злом, как на поверку оказывается, не самым страшным. Весь фильм нам будут показывать противоборство главных героев и кучки религиозных фанатиков, которые занимаются тем, что истребяют (в том числе и с помощью вампиров) всех людей, которые к ним не примкнули. Кроме того, главные герои едут в какое-то далёкое северное место, названное "Эдем", в котором, как говорят, вампиров нет, но и жрачки тоже нет, поэтому есть каннибалы — и они ещё страшнее вампиров.
Второе серьёзное отличие картины — это отсутствие цельной истории, внятной фабулы. Герои просто едут себе и едут. С ними что-то происходит. Они подбирают себе по дороге попутчиков — одного за другим. Потом теряют их дальше по дороге — тоже одного за другим. В картине два сюжетоообразующих стержня — сама поездка, движение в мифический Эдем, которое, конечно, не может быть вечным, и в конце фильма заканчивается, и противостояние с "братством" — сумасшедшими религиозными фанатиками, создающее в фильме некое подобие классической диспозиции: протагонист, антагонист, конфликт, наши побеждают, враги побеждают, кульминация, развязка.
В целом история куда больше напоминает байопик, или документальную картину с канала "Нэшнл джеографик" о том, как космические корабли этим летом бороздили большой театр. На выходе остаётся лёгкое недоумение. То есть, угадать смысл тут нетрудно: это, конечно же, coming-of-age, кино о взрослении. С той только разницей, что обычный "coming-of-age" снимается по воспоминаниям сценариста, и представляет собой эдакое рэтро (Вова очень любит это слово), а здесь мы смотрим фантазию на тему возможного будущего.
Не могу сказать, чтобы фильм мне не понравился, но чем-то особенным тоже не поразил. Кроме стартовой сцены каких-то явных ништяков и не вспоминается, так что больше тройки не поставлю. Келли Макгиллис ещё — клёвая старушка, но даже за неё полбалла не накину.
"Земля вампиров" принадлежит к фильмам-сюрпризам. Малобюджетная история, от которой никто ничего не ожидал, оказалась неплохой постапокалиптической сагой о странствии юноши со своим учителем-убийцей вампиров. Учитель пришел тогда, когда вся родня юноши уже была растерзана, неожиданно появившийся пришелец не стал разъяснять и предаваться скорби, а просто дал парню в руки кол и приказал забить его в извивающегося монстра. Вместе парень и взрослый мужчина едут на север, разыскивая землю, свободную от вампиров. Формально "Земля осиновых кольев" рассматривает, является ли жестокое знание полезным вне зависимости от его результативности. Юноша оказывается между двух персонажей — волевым, сильным, несгибаемым, но крайне циничным учителем Мистером, которого ведет ярость и ненависть к чудовищам, и доброй стареющей монахиней, которую Мистер спасает от насильников. Несмотря на спасение, монашка не поддерживает суровые методы Мистера. Даже в этом жестоком мире, заполненном чокнутыми фанатиками, безумцами, голодными и злыми, ей кажется, есть место богу. В итоге юноша наблюдает оба подхода и пытается выжить.
На мой взгляд, монашеский подход в мире "Земли" — это окончательный и бесповоротный фэйл. Это особенно четко понятно в моменты, когда Мистер не сдается, выкручиваясь из безвыходных ситуаций. Авторам удалось показать его как кумира, старшего товарища, которого слушаешься беспрекословно. Любые попытки ослабить бдительность или поддаться желанию тепла заканчиваются печально. "Земля" — очень сериальная, и это комплимент. В ней есть мир, напоминающий "Господа гнева" Желязны, который можно развивать, есть четкие характеры. Однако сюжетная линия могла бы быть и не столь туповатой, особенно неожиданна слащавая концовка. Посудите сами — посреди заполненной чудищами и озверелыми насильниками земли находится домик с одиноко живущей дружелюбной блондинкой. Рядом с блондинкой герой окончательно становится мужчиной, а значит Мистер ему больше не нужен. Несколько наивно, не правда ли?
Но в круговороте другой вампирской продукции "Земля" на удивление неплоха. Особенно прекрасно, что Мистера играет один из авторов сценария.