Режиссер:
Сесил Блаунт Де Милль. Сценарий: Уолтер ДеЛеон, С. Гарднер Салливан, Джесс Ласки-мл. (по мотивам романа Эрнеста Хэйкокса), Оператор: Виктор Милнер, Композитор: Зигмунд Крумгольд, Джон Лайполд.
В главных ролях: Барбара Стэнвик, Джоэл МакКри, Роберт Престон. В ролях: Аким Тамирофф, Линн Оверман, Брайан Донлеви, Роберт Бэррат, Энтони Куинн.
Награды: МКФ в Каннах — "Золотая Пальмовая ветвь". Western Heritage Awards — Специальная премия (1975)..
Интересные факты о фильме:
Мировая премьера, состоявшаяся в Омахе, штат Небраска, привлекла внимание 250 000 человек и выродилась в трехдневный праздник. Население города выросло в два раза. Прибыла даже Национальная гвардия, чтобы следить за порядком. После празднества специальный антикварный поезд, везущий на борту Сесиля де Милля, Барбару Стенвик и Джоэля МакКри, после визита в Омаху продолжил свой 30-дневный промо-тур, собирая по пути массы народу.
Во время съемок "Юнион Пасифик" Сесиль де Милль рухнул без сил. Он две недели руководил съемочным процессом, не сходя с носилок.
Золотой гвоздь, который в финале фильма вколачивают в шпалу, — самый настоящий исторический гвоздь, вбитый в шпалу в 1969 году. Его одолжил съемочной группе музей Стэнфордского университета.
Для съемок нападения индейцев на поезд кинокомпания "Парамаунт" наняла 100 статистов из индейского племени Навахо.Версия для печати
У фильма "Юнион Пасифик" Сесилля дле Милля, снятого в жанре "вестерн", интересные лавры. Фильм был отобран на самый первый Каннский фестиваль, но тут вдруг наступила Вторая мировая война, и, короче, фестиваль не состоялся. В 1955 году фильмы, представленные на первом Каннском фестивале, были вновь собраны вместе. Эти представленные на конкурс картины были по очереди отсмотрены членами жюри. Самым лучшим был признан "Юнион Пасифик". Напомню, что конкуренцию ему составили "Волшебник страны Оз" Виктора Флеминга и "Четыре пера" Золтана Корды, – казалось бы, безусловная классика. В соревновании принимал участие еще "Ленин в 1918 году" в постановке Михаила Ромма – это тоже, конечно, классика, только недооцененая за бугром.
Но вдруг победил "Юнион Пасифик" де Милля.
Что на счет этой кинокартины может сказать современный зритель?
Я, как современный зритель, могу сказать так: у Сесилля де Милля, снявшего "Юнион Пасифик", есть в кармане козыри, которые могут привлечь даже современного зрителя. Козыри, которые не были предусмотрены для современников и, видимо, для горазо более запоздалых оценщиков, нежели я… А с другой стороны, чего греха таить, тяготеющий к эпосу классик немого кино сильно растянул повествование. Но в этом весь Сесиль де Милль.
Вот первый козырь. Фильм повествует о грандиозном проекте: незадолго до окончания Гражданской войны американцы надумали проложить железную дорогу от Восточного побережья к Западному, через бесплодные земли, через земли "кровожадных" индейцев… и так далее. Самое главное: конкуренция предпринимателей. Фильм о конкуренции. С запада навстречу железной дороге "Юнион Пасифик" движется железная дорога "Централ Пасифик". Кто успеет первым проложить рельсы к точке сбора, к точке договоренности, на того и прольется денежный ливень.
Вот второй козырь. Де Милль с легкостью переходит от эпоса к камерности. Вскоре в центре сюжета оказывается любовный треугольник: охранник "Юнион Пасифик" – почтальонша – бывший сослуживец охранника, а ныне его конкурент, и вообще "вредитель".
Джефф (охранник) и Дик (вредитель) вместе служили в армии, воюя против Юга, они – старые друзья. Но в задачу Джеффа входит защита железной дороги, а в задачу Дика, купленного одним из хитрых инвесторов того же самого "Юнион Пасифик", – разрушение дороги изнутри (то есть, всякие диверсии типа спаивания рабочих, чтобы тормозить рабочий процесс).
Кто же победит в затяжной, "культурной" схватке, когда никому не хочется никого убивать? Ситуация ужесточается, становится более напряженной еще и из-за девушки, в которую влюблены оба…
Фильм изобилует массой зрелищных сцен: стройка железной дороги, бунты в кабаках, нападения индейцев, погони и многое другое. По сути, Сесиль де Милль снял квинтэссенцию вестерна. Основой фильма является вторжение цивилизации в дикий мир.
Но самое примечательное в "Юнион Пасифик" — то, что герои совершают иногда непредсказуемые поступки. Хотя в целом, конечно, фильм снят по "шаблону хорошего кино", по "заветам Митты" и т.п.
А вот финал картины довольно невзрачен. Если масштабная и прекрасно разыгранная сцена завершения строительства железной дороги весьма впечатляет, то любовный треугольник разбивается вдребезги от удара режиссерской кувалды. Авторы фильма избавляются от соперника главного героя самым убогим, стандартным способом — они убивают его, и любовный треугольник превращается в прямую линию.