Режиссер:
Уильям Дитерле. Сценарий: Хайнц Херальд, Геза Херчег, Норман Райли Рейн, Оператор: Тони Гаудио, Композитор: Макс Штайнер.
В главных ролях: Пол Муни. В ролях: Гэйл Сондергаард, Джозеф Шилдкраут, Глория Холден, Дональд Крисп.
Награды: 3 "Оскара": — лучший фильм, сценарий, актер второго плана (Джозеф Шилдкраут). New York Film Critics Circle Awards — лучший фильм, лучший актер (П.Муни). National Film Preservation Board, USA — National Film Registry (2000)..
Интересные факты о фильме:
Фильм снимался в обратном порядке: сперва Муни играл старого и очень бородатого Золя, а потом бороду потихоньку сбривал и "молодел".
Актера Пола Муни доселе я знал лишь по гангстерскому фильму Говарда Хоукса "Лицо со шрамом: позор нации". Пол Муни был очень убедителен, изображая Аль Капоне: живой, напористый, жестокий простачок, который вовсе не простачок. И вот, в "Жизни Эмили Золя" Пол Муни с не меньшей убедительностью играет знаменитого французского писателя-реалиста (и как его еще называют – писателя-натуралиста) Эмиля Золя, ставшего не просто одним из ведущих французских писателей, но "честью и совестью нации".
Фильм получил "Оскара" в номинации "Лучшая картина года" и в том же году был признан критиками лучшим биографическим фильмом в истории кино. Но это не совсем обычный байопик. Лента делится как бы на две части. В первой части в традиционном для биографических фильмов ключе рассказывается о том, как Золя, не желающий идти цензорам на уступки, ютится в убогой мансарде со своим другом, художником-импрессионистом Сезанном, и строчит обличающие романы ярко выраженной социальной направленности. И вдруг – триумф! Случайно познакомившись с несчастной падшей женщиной в одном кафе, Золя пишет свой первый знаменитый роман – "Нана". Таким образом, первая часть изображает путь писателя, прежде гонимого властями за бескомпромиссность в живописании быта, к славе.
А потом Золя уходит на второй план. В фильме появляется новое главное действующее лицо – капитан еврейского происхождения (впрочем, в фильме это не указывается) Альфред Дрейфус, поспешно и несправедливо обвиненный в шпионаже в пользу Германской империи. Чтобы убедить суд в вине Дрейфуса, в недрах военного министерства фабрикуется поддельный документ. Таким образом, против оклеветанного капитана выступает вся французская военная машина, а также националисты всех мастей и сословий. Военные фабрикуют поддельные данные и противятся честному расследованию не только для того, чтобы поддержать свой непререкаемый авторитет, но и для того, чтобы выгородить генерала, графа Эстергази, который действительно, в отличие от Дрейфуса, был виноват. Покуда Дрейфус гниет в остроге, великий писатель Золя публикует свое знаменитое эссе "J’accuse", в котором он обвиняет генштаб в преступлениях против Дрейфуса (а также во многом другом). Эссе производит эффект разорвавшейся бомбы, начинается громкое судебное дело: военное министерство против Золя и – лишь отчасти – Дрейфуса, поскольку дело Дрейфуса пока что проходит по ряду "секретных дел"…
Таким образом, из обычного байопика фильм превращается в очень любимый американскими зрителями жанр "судебной драмы", и, следует заметить, эти эпизоды, а также драматические сцены в министерстве, изображающие "внутреннюю кухню" министерства и связанные с арестом и публичным разжалованием и ссылкой Дрейфуса, – самые захватывающие в фильме. Сам же Эмиль Золя остается на втором плане и выступает лишь катализатором драматического действия.