"Пепе ле Моко" — знаменитый фильм, который фигурирует во всех киносправочниках и киноэнциклопедиях. Конечно, Жан Габен, сыгравший в этом фильме главную роль, – это АКТЕР капслоком.
Жан Габен настолько велик, что у психологов, которые клинятся на Юнге, соционический тип "Габен" является одним из психотипов вроде "Наполеона", "Дюма", "Робеспьера". Словом, Габен – это не просто какая-то там ролевая модель. Это что-то гораздо большее. Габену не подражают. Созданный им экранный образ содержит в себе проявление (или склонность к проявлению) характеров многих людей.
Лично же у меня актер Жан Габен в первую очередь тесно связан с режиссером Жаном Ренуаром, а во вторую очередь – с режиссером Марселем Карне.
Марсель Карне является основателем и единственным представителем стиля "поэтический реализм". Фильм "Пепе ле Моко", снятый Жюльеном Дювивье, по-моему, имеет все атрибуты этого стиля: размытость повествования, лирические взгляды героя в недоступную вдаль, где туманно мерцают образы его счастья, какая-то прозрачность картинки и все такое прочее.
Но самой примечательной чертой фильма "Пепе ле Моко", мне кажется, является постановка декораций.
Великий Французский Преступник Пепе Ле Моко (Жан Габен) скрывается в трущобах африканского города. Этот город столь же многонационален, как и весь земной шар. Местный шеф полиции вхож в трущобы. В этих колоноиальных североафриканских трущобах, находящихся в подчинении у французской полиции, установлен свой закон: не мешай жителям трущоб. Поэтому алжирский мент пытается убедить французских коллег подождать, когда Пепе выберется наружу. Ведь не может же истинный француз, да к тому же авантюрист, торчать в трущобах вечно, довольствуясь ограблениями доморощенных банков и объятиями какой-то цыганки. Пепе де Моко стремится свалить из трущоб. И, под влиянием душевного порыва, в итоге сваливает.
Так вот. Фильм сделан так, что искусственность доминирует надо всем остальным. Сквозные движения камеры в прологе фильма, многообразие людей в кадре намекают на многообразие мира. В действительности же, когда доходит до непосредственного действия, герой фильма оказывается заперт в удушающем, пыльном мирке, из которого нет выхода в большой, настоящий мир. Он находится в мышеловке. В этом плане смысловая ценность декораций возрастает (когда смотришь подавляющее большинство старых кинокартин, то отчетливо понимаешь, что фильм, в основном, снимается в студии, в декорациях, поскольку так дешевле и удобнее снимать). Декорации начинают играть свою особую роль. И в этом плане "Пепе ле Моко" схож, например, с "Кабинетом доктора Калигари".
Ну и, наконец, из "Пепе ле Моко" вырос якобы "Самый Главный Голливудский Фильм" – фильм "Касабланка".