Режиссер:
Александр Миндадзе. Сценарий: Александр Миндадзе, Оператор: Олег Муту.
В главных ролях: Антон Шагин, Светлана Смирнова-Марцинкевич. В ролях: Станислав Рядинский, Вячеслав Петкун, Сергей Громов, Алексей Демидов, Василий Гузов, Алексей Шлямин, Ульяна Фомичева.
Интересные факты о фильме:
Большая часть съемок проходила в городке Светлодарск (Донецкая область, Украина). При этом съемочная группа жила в местном профилакториии.Версия для печати
Судя по всему, известный творческий тандем Виктор Абдрашитов – Александр Миндадзе окончательно прекратил свое существование. Их последним совместным фильмом стала картина "Магнитные бури".
Потом Абдрашитов перестал снимать. А вот Миндадзе сценарии писать не перестал и даже дебютировал в качестве режиссера с фильмом "Отрыв". "В субботу" – его вторая режиссерская работа. И работа, на мой взгляд, весьма примечательная.
У нас на "Экранке" есть рубрика "Ядерный холокост". Мы любим пост-апокалиптические фильмы, посвященные мрачному существованию людей на Земле, выжженной радиацией. Таких фильмов снято множество (и "в плане атмосфэрности" здесь особенно преуспели советские кинематографисты). Но крайне мало существует фильмов, где сделан слепок, snapshot с самого начала апокалипсиса. Например, наступление "ядерного холокоста" показано в "Терминаторе 2", но занимает там какие-то полминуты. Фильм Миндадзе посвящен суткам, прошедшим со времени взрыва 4-го энергоблока на Чернобыльской АЭС, произошедшей в ночь 26 апреля 1986 года. И, конечно, фильм Миндадзе производит более глубокое впечатление, поскольку это никакая не фантастика, а самая настоящая реальность. Чернобыльская катастрофа остается величайшей атомной катастрофой в истории человеческой цивилизации, и Чернобыль, будучи по сей день нежилым городом, является мрачным памятником, напоминающим о недопустимости вальяжных отношений с "мирным атомом". Разрушенный реактор, который вы видите на фотографии внизу, является надгробием опустевшего города.
Фильм снят в реалистической манере. Широко – иногда даже слишком – используются возможности ручной камеры. Добавлю также, что "В субботу" выглядит столь необычно еще и потому, что, повествуя об "ядерном холокосте", является не фантастическим, а историческим фильмом, – в нем тщательно воссоздана "застойная" советская атмосфера. Во многом, именно это притягивает взор, т.е. ужас вторгается в предельно знакомую обстановку, вгрызается в пласт ретро-воспоминаний зрителей, которые были современниками эпохи. Понятно, что более молодые поколения зрителей воспримут фильм по-другому.
Первые пятнадцать минут фильма дают фору любому фильму катастроф. Молодой инструктор горкома Валера (его играет Антон Шагин, хорошо знакомый нам по "Стилягам"), заметив зарево над атомной электростанцией, пытается выяснить, в чем дело. Старшие товарищи, погрузившись в служебный автомобиль, отправляют его домой, но он бежит своим ходом на АЭС и подглядывает за скандалом, который разразился в кабинете руководства. Начальство в панике, однако считает, что главное, не сеять панику в городе, а дожидаться указаний из Москвы. Выяснив, что дело швах, Валера бежит в город (и как раз поспевает к рассвету), хватает любимую девушку за руку и тащит ее на поезд… Но из города уехать не может… Фильм Миндадзе начинает слегка напоминать фильм Стенли Крамера "На берегу": обреченные люди ведут привычный образ жизни, в которой даже находится место азарту. Само событие кажется им настолько невероятным, что мозг отказывается его воспринимать. Причем, в отличие от героев Крамера, героям фильма есть куда бежать. Но они не знают, что там будут делать, они боятся перемен. Для того, чтобы остаться, всегда найдется повод. Совершенно внезапно из фильма катастроф "В субботу" превращается в производственную драму: Валера принимает участие в выступлении группы, в которой играл до того как стал инструктором горкома, на свадьбе в кабаке. И тут уже полный ретро-набор: песни на русском языке, портвейн, драки, примирения… Мирный атом остался "мирным".