В главных ролях: Харрисон Форд, Шон Коннери. В ролях: Денхолм Эллиот, Элисон Дуди, Джон Рис-Дэвис, Джулиан Гловер, Ривер Феникс.
Награды: "Оскар" — лучшие звуковые эффекты. BMI Film & TV Awards — лучшая музыка. Golden Screen, Germany Hugo Awards — лучший драматический фильм..
Интересные факты о фильме:
Шон Коннери, сыгравший отца Индианы Джонса, старше Форда всего на 12 лет.
Харрисон Форд предложил кандидатуру Ривера Феникса на роль Индианы Джонса в юности. По словам Феникса, когда они готовились к роли, он думал вовсе не о том, как мог выглядеть в юности Индиана, а как мог выглядеть сам Форд.
Храм Грааля снимали в Петре, Иордания.
Спилберг говорит, что этот фильм — его любимый в сериале.
Во время съемок на дирижабле стояла 35 градусная жара, и актеры, упакованные в шерстяные жилетки и пиджаки изнемогали от духоты и пекла. Сообразительный Коннери, поняв, что он и Форд сидят за столом, а камера снимает плоскость, которая выше столешницы, снял штаны и ботинки. Форд последовал его примеру, и несмотря на то, что вся съемочная группа покатывалась со смеху, актеры сохраняли полную серьезность, и эпизод был снят с первого дубля.
В сцене с крысами участвовало 1000 настоящих крыс и 1000 механических.
Нацистская форма, которую носят статисты в сценах в Берлине, — настоящая, случайно найденная в хранилищах Германии.
Пересматривая третий фильм о приключениях Индианы Джонса, я обратил внимание на то, что в каждой серии (включая и четвертую, последнюю), зрителя ждет приятное доказательство: магия существует. Все предметы, которые ищет и находит Джонс, обладают волшебной силой. Занятно также, что в каждой серии американский археолог, слишком образованный для того, чтобы "слепо верить", посягает на святыни разных народов и разных вероисповеданий. В "Искателях потерянного ковчега" он отыскивает еврейский Ковчег завета, во второй части – какие-то волшебные камни, принадлежащие гималайцам (горы – это огромные нагромождения камней, так какая еще святыня может быть у "детей гор"?), в третьей серии Джонсу достается христианская реликвия – Священный Грааль, ну, а в четвертой он раскапывает НЛО, обретающееся где-то у южноамериканских индейцев. Заметим, что каждый раз Джонс расстается с добычей, она ускользает у него из рук :) А самое забавное, что третья серия вступает в противоречие с четвертой, "лавкрафтовской", отдающей дань нью эйджу. Ведь если оказывается, что Святой Грааль – это реальность, то наш мир должен быть антропоцентричным (во всяком случае, таково мнение христиан), а следовательно, НЛО не существует! Так как же оно могло появиться в четвертой серии?
В "Индиане Джонсе и последнем крестовом походе" есть одна кардинальная перемена. Кино становится более семейным. Археолог Джонс в первых двух сериях – типичный герой приключенческих фильмов "золотой эры" Голливуда и приключенческих романов XIX века, герой-одиночка, отважный искатель приключений и, если подвернется случай, любви. В третьей серии у Джонса появляется папа, а пролог отсылает зрителя к юности героя. В четвертой серии дело заходит еще дальше. У Джонса появляется сын, а также Джонса находит пассия из первого фильма; семейные отношения вообще чуть ли не выходят на передний план, затмевая чистые, незамутненные приключения героя-одиночки.
"Семейность" последних фильмов прибавила долларов в кассу, но лично у меня вызвала какое-то недоверие к происходящему. Впрочем, Спилберг и во вторую серию впихнул лишнего персонажа – малолетнего пронырливого китайского ребенка… И поэтому, конечно, первая серия остается непревзойденной – настоящая, ядреная классика приключенского кино. Хотя вот, вроде бы, в "Крестовом походе" есть и нацисты, и священные реликвия, да и Шон Коннери Харрисону Форду не мешает, оба как обычно импозантны…