Режиссер:
Жан Эпштейн. Сценарий, монтаж, художник: Жан Эпштейн, Операторы: Жозеф Барте, Госта Котулла, Луи Нэ, Тулль, Композитор: Роберт Израель (2003 г.).
В главных ролях: Гибуа, Жан-Мари Лао, Амбруаз Рузик. В ролях: Мальгорн, Франсуа Морэн, Пьер и др.
1. Концептуально фильм удался благодаря следующему: снимались непрофессиональные актеры; им было предложено играть не себя; это отвлекло актеров от того, чтобы не играть себя; тем самым они в значительной степени сыграли самих себя. Если бы фильм не должен был обладать "национальным колоритом", вышеуказанное было бы недостатком; однако в данном случае это достоинство. Сравни с фильмами Роберта Флаэрти [1], [2], в которых также непрофессиональных актеров заставляют играть себя, вследствие чего они выглядят неестественно.
2. Поэтому фильм "Конец земли" следует воспринимать во многом как документальный. Степень документальности очень высокая. Фильма больше говорит про жизнь кельтских (бретонских, ирландских, валлийских, корнуолльских) крестьян, чем нарочито документальная кинокартина Флаэрти.
3. Несмотря на пункт 2, фильм обладает и самостоятельной художественной ценностью (редкое свойство!) В частности, нельзя не отметить "атмосферности" фильма, саспенса, способности вызвать чувство сопереживания и размышления о глубоких и правильных вещах (дружба, долг и т.п.) Технически это достигнуто благодаря а) хорошему сценарию, б) умелому монтажу прогрессивной советской школы, а также в) (для современного зрителя) написанному в более позднее время саундтреку, обладающему отдельной художественной ценностью.
4. Фильм снят на высоком техническом уровне. Глаза актеров не подчернены, но выразительны. Вообще фильм очень красивый, неожиданные ракурсы и пр. Много раз показан маяк!
5. Отдельно стоит отметить "аромат" безумия, источаемый фильмом. Некоторые сцены доставляют вдохновение (сокр., "вдохновляют"). Например, творческое продолжение сцены с доктором и детьми приводит при минимальном старании к следующей ситуации.