Режиссер:
Фрэнк Капра. Сценарий: Роберт Рискин (по рассказу Сэмюела Хопкинса Адамса), Оператор: Джозеф Уолкер, Композитор: Говард Джексон.
В главных ролях: Кларк Гейбл, Клодетт Кольбер. В ролях: Уолтер Коннолли, Роско Карнс, Джеймисон Томас.
Награды: 5 "Оскаров" — лучший фильм, сценарная адаптация, режиссер, актер (К.Гейбл), актриса (К.Кольбер). National Board of Review, USA — лучший фильм. National Film Preservation Board, USA — National Film Registry (1993). PGA Awards — PGA Hall of Fame — Motion Pictures..
Интересные факты о фильме:
Мирна Лой отказалась от роли Элли Эндрюс, поскольку поскольку последний фильм, действие которого частично происходило в автобусе, провалился в прокате. А Роберт Монтгомери отказался от роли Питера Уорна, сказав, что это худший сценарий, который он когда-либо читал.
Клодетт Кольбер согласилась играть только тогда, когда Капра пообещал ей двойной гонорар (50 000 долларов, при том, что общий бюджет фильма составлял всего 325 000 долларов). Кольбер не любила фильм и даже не пришла на церемонию вручения "Оскара". Когда награда досталась актрисе, ее пришлось срочно искать (в это время она собиралась в какую-то поездку) и тащить на церемонию прямо в дорожном костюме. В этом костюме она и произнесла приветственную речь.
Первый фильм, завоевавший оскаровский "Grand Slam" ("Большой Шлем"), то есть, получивший пять основных призов — за лучший фильм, режиссуру, сценарий, лучшую мужскую роль и лучшую женскую роль.
Во время сцены, когда Гейбл вынужден одновременно раздеваться и толкать стремительный юмористический спич, возникла проблема: раздевался он долго, а говорил быстро. В итоге было принято решение пожертвовать майкой. Когда фильм вышел на экраны, был конец февраля, и все американцы носили под рубашками майки. Фильм снизил продажи маек по всей стране.Версия для печати
Эталонный фильм в жанре "романтическая комедия", безусловная классика жанра. Однако, перед тем как стать эталоном, проект вызывал смущение еще на уровне сценария: актеры отказывались от предложенных им ролей, никто особо не рассчитывал на коммерческий успех, скрипт называли идиотским. О фокусах Клодетт Кольбер, сыгравшей главную роль, написано в "интересных фактах о фильме", – что характерно, актриса проявила себя такой же капризулей, как и ее героиня, но, что еще более характерно, в конечном итоге, как и ее героиня, получила профит.
Фильм породил классический шаблон ромкома. Она – взбалмошная дочь миллионера. Он – простой парень (в данном случае, журналист). Сбежав от папаши на смерче, Элли стремится в Нью-Йорк к своему жениху. Путь неблизкий, и вместо удобного желтого кирпича на ней лежит проселочная грязь, а также попадаются совсем несказочные, а самые обыкновенные персонажи. В автобусе она встречает журналиста Питера Варна, который решает помочь ей преодолеть все препятствия в обмен на обширное интервью. Между ними вспыхивает любовь, однако это чувство будет подвергнуто огромному количеству испытаний.
Этот шаблон, необычайно привлекательный для массового зрителя, – богатая девушка попадает в "иной мир" и встречает там свою любовь – может быть, не слишком нов, но в руках Фрэнка Капры он приобретает абсолютную завершенность. Впоследствии голливудским сценаристам оставалось только слегка его "синонимизировать". И, пожалуйста, таким образом появились "Римские каникулы" или там какой-нибудь "Человек за бортом"… и многое, многое другое.
"Это случилось однажды ночью" – не только остроумный и веселый фильм, но и драматический, напряженный, особенно хорошо (просто классически!) сделан финал. Кроме того, Клодетт Кольбер – мила и обаятельна, Кларк Гейбл – харизматичен. Что еще нужно для хорошего фильма "золотой эры Голливуда"?