Режиссер:
Георгий Васильев, Сергей Васильев. Сценарий: Анна Фурманова, Георгий Васильев, Сергей Васильев (по мотивам одноименного романа Дмитрия Фурманова), Операторы: Александр Ксенофонтов, Александр Сигаев, Композитор: Гавриил Попов.
В главных ролях: Борис Бабочкин, Леонид Кмит, Варвара Мясникова, Борис Блинов. В ролях: Илларион Певцов, Степан Шкурат, Вячеслав Волков, Николай Симонов, Борис Чирков.
Награды: МКФ в Венеции — Бронзовая медаль (1946). Международная выставка декоративных искусств в Париже — Гран-при и Диплом (1937). МКФ в Москве — "Серебряный приз" за программу киностудии "Ленфильм" (1935).
А также Сталинские премии I степени режиссерам Васильевым и артисту Борису Бабочкину. .
Интересные факты о фильме:
Фильм был восстановлен в 1963 году.
"Чудо этой ленты обнаружилось буквально на первом же сеансе – в ленинградском кинотеатре "Титан". Очевидцы вспоминают, что когда фильм кончился, публика не встала с мест. Притихший зал чего-то ждал. Пришлось выйти директору кинотеатра и объявить: "Товарищи, все…" (Из книги Д.Писаревского "Братья Васильевы", 1981 год).
"Главное управление кинофотопромышленности сообщает нам о мерах, принятых для того, чтобы "Чапаева" посмотрела вся страна. Ленинградская фабрика массовой печати фильмов круглые сутки в три смены размножает только "Чапаева". Прошло 15 дней с тех пор, как "Чапаев" впервые появился на экране. За этот короткий срок картину смотрело свыше 2 миллионов зрителей." (Газета "Правда", 22 ноября 1934 года).
Красная дивизия, состоящая из всякого сброда, вооруженного кое-как и одетого кое-как, под началом харизматичного командира Василия Ивановича Чапаева ведет наступательные действия со стороны Урала. В дивизию прибывает комиссар Дмитрий Фурманов, назначенный Фрунзе и обладающий широкими полномочиями – даже слишком широкими, по мнению Чапаева. Эта часть сюжета фильма строится на притирке характеров и представляет собой военно-производственную драму. Ординарец Чапаева Петька западает на воинственную девицу Анну, которой от Петьки нужно только, казалось бы, одно: чтобы тот научил ее пользоваться пулеметом. В фильме две кульминации: батальная сцена, во время которой враг идет в "психическую атаку", и в финале, когда белые совершают стремительный ночной набег на расквартированный отряд Чапаева, и Чапаев гибнет.
За границей фильм проходит по категории "propaganda film", но на самом деле братья Васильевы сняли чистой воды китч. Китч, фильм-лубок, энергичная сказка с архетипичными героями, исключительно близкими и понятными русскому зрителю, а особенно – пролетариату и детям. Чапай здесь – импульсивный, эмоциональный, бесхитростный человек, душа нараспашку, соль земли, настоящий русский мужик, обладающий природной смекалкой, легко гневающийся и так же легко отходящий. Петька – простой, добрый парень, преданный, наивный, трогательный. В них изначально было вложено что-то анекдотичное, и немудрено, что эта анекдотичность пышно расцвела, упав в благодатную почву миллионов зрительских сердец. Чаще всего героями народных анекдотов становятся именно Чапай и Петька, а вовсе не Фурманов, который не так уж прост, в котором просвечивает "гнилая интеллигентность" и склонность к формализму, и это не суровая Анка. Если бы Чапай и Петька от души посмеялись бы над анекдотами, где фигурируют их персоны, то Фурманов, например, потупил бы глаза и лишь из вежливости хмыкнул, а Анка насупила бы брови, бросила свирепый взгляд в сторону рассказчика и сказала: "Дурак!"
Фильм сделан так же динамично, напористо и энергично как и большинство картин того периода, но в нем сильна именно комедийная составляющая. Именно это становится залогом ее успеха. Русские зрители испытывают особую любовь к комедии. Вспомним, например, что самой культовой серией "Приключений Шерлока Холмса" является "Собака Баскервилей", в которой комедийная составляющая чрезвычайно сильна.