Режиссер:
Ян де Бонт. Сценарий: Майкл Крайтон, Энн-Мари Мартин, Оператор: Джек Н. Грин, Композитор: Марк Манчина.
В главных ролях: Хелен Хант, Билл Пэкстон. В ролях: Филипп Сеймур Хоффман, Кэри Элвс, Джейми Герц.
Награды: BAFTA — лучшие спецэффекты. BMI Film & TV Awards — лучшая киномузыка. Blockbuster Entertainment Awards — лучшая актриса (Х.Хант). Golden Screen, Germany "Золотая малина" — худший сценарий..
Интересные факты о фильме:
Звук торнадо изображал верблюд (запись его вопля была замедлена).
Собака в фильме является той же породы, что и Тотоха из "Волшебника из Оз" (как вы помните, собачку в этой сказке унесло ураганом).Версия для печати
Ян де Бонт, всю жизнь работавший кинооператором, внезапно показал себя хорошим режиссером, сняв в 1994 году экшн-триллер "Скорость". Режиссерский дебют оператора всех поразил, имел отличные кассовые сборы, и де Бонту дали снять крупнобюджетный приключенческий фильм "Смерч".
Америка на своей территории никогда ни с кем не воевала. Ну кроме как с самой собой. Поэтому там очень популярны фильмы о том, как в страну вторгаются то коммунисты, то пришельцы из далекого космоса, то Монстро, то даже японская Годзилла, то черт в ступе. Единственным же реальным врагом для США является природа, которая каждый год оборачивается к Штатам своей самой неприглядной стороной и наносит неприятные визиты. Одним же из самых навязчивых и разрушительных представителей стихии является, конечно, торнадо.
Ян де Бонт сделал фильм о группе ученых, которых можно назвать, используя "военную терминологию", разведчиками. Они пытаются пролезть в сердце врага (внутрь торнадо) и понять, как враг устроен. Узнав врага изнутри – победишь. Возглавляет исследовательскую группу женщина (в этой роли мы видим оскаровского лауреата Хелен Хант).
Фильм сделан очень пафосно и боевито, что делает его каким-то глуповатым. Диалоги – убоги. Драматическая канва вызывает тоскливый зубовный скрежет. Тем не менее, фильм впечатляет. 90-е годы отмечены бурным нашествием CGI, и в этом плане "Смерч" очень крут. Он весь нашпигован компьютерной графикой, но сделана она чрезвычайно зачетно. Хорош также и звук. Даже когда я смотрел в 1997 году фильм на обычной VHS по обычному телевизору со стереозвуком, он вштыривал. А в кино, поди, смотрелося еще офигеннее. Думается мне, что этот, по сути, никчемный фильм застолбил свое место в вечности, – это не просто фильм, это один из стигматов (как и, например, "Джуманджи") эпохи.