"Неизвестный" – не самый известный, уж прошу прощения за тавтологию, фильм Тода Браунинга, бывшего циркового артиста, но интересный, хотя и значительно уступает макабрическим "Уродам", занимающим особое положение среди классических хорроров и в истории кино вообще. "Неизвестный" снят по мотивам романа Мэри Робертс Райнхарт, однако впоследствии ее имя было убрано из титров. Браунинг уверяет, что почин истории, рассказанной в киноленте, ничуть не вымышлен: многие ловкие преступники, чтобы спрятаться от полиции, устраивались акробатами в цирк. Браунингу оставалось лишь придать истории драматичность, то есть, ввернуть туда линию любви.
Работа в цирке сопряжена с трюками, требующими физического напряжения, и, следовательно, всегда есть риск покалечиться. То есть, от цирка в какой-то степени отдает уродством. Любой насмотренный современный зритель, которому в руки попадет "Неизвестный", легко проведет параллели с картиной чилийского сюрреалиста Алехандро Ходоровского"Святая кровь".
Герой картины – преступник Алонсо, мастерски владеющий ногами: он мечет ими ножи, играет на гитаре и подносит ко рту сигареты. Он выдает себя за безрукого, хотя таковым не является. Путь странствующего цыганского цирка сопряжен с постоянными кражами. В любом городе, где побывал этот цирк, что-нибудь да пропало.
Алонсо страстно влюбляется в Нанон, дочь хозяина цирка, у которой психологический клин: она испытывает отвращение к мужским рукам, ее бесят их прикасания. Поэтому она отвергает влюбленного в нее силача Маладора, хорошего, доброго парня, но вроде как испытывает симпатию к Алонсо. В один прекрасный момент Алонсо оказывается на грани разоблачения: его застукивает (вместе с руками наружу) хозяин цирка, и Алонсо, не долго думая, приканчивает старика. Разумеется, полиция ни в чем не подозревает безрукого артиста, поэтому Алонсо выходит сухим из воды и вдохновенно говорит Нанон, что обещал ее отцу всегда заботиться о ней. Приятель Алонсо, карлик, которому известно всё, предупреждает, что во время брачной ночи Нанон охуеет и моментально бросит его. Алонсо отправляется к знакомому хирургу, с которым много лет назад был впутан в одно нечистое дело, и говорит ему: "Ампутируй мне руки".
В фильме создан любопытный, нетривиальный образ, подкрепленный как всегда выразительной игрой Лона Чейни, человека, погрязшего в собственных фантазиях и решившегося на серьезную жертву во имя любви. Алонсо – отрицательный персонаж, в котором неизменно доминируют темные начала, и в то же время персонаж трагический (Тод Браунинг это ловко провернул). Складывается впечатление, что своим фильмом режиссер дает совет всем порочным людям Земли: если уж ты порочен, то не совершай поступков, результат которых однозначно необратим — ибо ты на мушке у провидения, которое только и ждет удобного случая, чтобы наказать тебя за все злодеяния…