ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Дьяволы / The Devils (1971)


Дьяволы
Средняя оценка: оценка: 4
1971. Великобритания. 111 минут.
Жанр: исторический / религиозный / ужасы.

Режиссер: Кен Рассел.
Сценарий: Кен Рассел (по роману Олдоса Хаксли "Луденские бесы" и пьесе Джона Уайтинга "Дьяволы"),
Оператор: Дэвид Уоткин,
Композитор: Питер Максуэлл Дэвис,
Художники: Дерек Джармен, Роберт Картрайт, Ширли Расселл.

В главных ролях: Ванесса Редгрейв, Оливер Рид.
В ролях: Дадли Саттон, Макс Эдриан, Джемма Джонс, Мюррэй Мелвин.

Награды:
"Синдикат итальянских киножурналистов" — лучший иностранный режиссер.
National Board of Review, USA — лучший иностранный режиссер..

Интересные факты о фильме:

Фильм был снят летом 1970-го.

Фильм был запрещен в Италии, а Ванессе Редгрейв и Оливеру Риду был запрещен въезд в страну. В противном случае, им грозили тюремным сроком до трех лет. Рид сказал, что это было его лучшее представление за всё время актерской карьеры.

Дерек Джармен, работавший художником на картине, ориентировался на декорации "Метрополиса" Фрица Ланга, ибо Рассел настаивал на некоем футуризме, дабы избежать жанровых клише.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Скандалы! Скандалы!

Дьяволы оценка: 4

Самый скандальный фильм Кена Рассела. Фильм подвергался многочисленным купюрам во всех странах, закупивших его для проката, а в Италии был и вовсе запрещен. Полная версия этого фильма недоступна до сих пор, хотя весь отснятый материал имеется в наличии у владельцев – Warner Bros.

Картина основана на реальной истории. В начале XVII века, во время царствования Людовика XIII и кардинала Ришелье, женский монастырь свт. Урсулы в городе Лудене поголовно оказался одержим бесами. После судебного процесса местный священник Урбэн Грандье был обвинен в этой напасти и впоследствии сожжен на костре.

Кен Рассел, основываясь на романе Олдоса Хаксли и пьесе Джона Уайтинга, дает интересную и непротиворечивую версию тех странных событий.

"Если с крепостной стены упадет хоть один кирпич, то ты умрешь"

Ришелье, подминая под себя Францию, безостановочно твердит о "национальной идентичности", больше заботясь о делах мирских, нежели духовных. Французские города, обладая достаточно большим суверенитетом, являются костью в горле властолюбивого кардинала. Крепостные стены, окружающие многие города, в том числе и Луден, являются не просто защитой от внешнего врага, но и символом собственной независимости.

Грандье (его играет Оливер Рид) – яркая, пылкая личность, патриот родного города, хороший теолог, отличный оратор, к которому прислушиваются горожане. Он обладает практически губернаторскими полномочиями, – эти полномочия передал ему прежний губернатор, почивший в бозе. За отцом Грандье немало грехов: он слишком любвеобилен, – это как бы побочный эффект его страстности, проявляемой во всём.

"Они стали монахинями оттого, что либо их родители не смогли обеспечить им достойного приданого, либо они слишком уродливы, чтобы на что-то рассчитывать"

Этот мужик сводит с ума всех городских женщин, включая и настоятельницу местного монастыря урсулинок – Жанну (Ванесса Редгрейв), горбатую женщину с кривой шеей, но с тонкими, привлекательными чертами лица, которым нет в этой жизни никакого практического применения. Страдая от страсти, строя своих монашек, Жанна окончательно съезжает с катушек, когда наглый Грандье, яростный противник целибата, женится на одной из горожанок.

"Его спокойствие – это глумление ада".

Как раз в это время уполномоченный Ришелье, барон де Лабордемон, пытается прищучить отца Грандье и снести стены Лудена. И это при том, что Луден пользуется, по старому договору, поддержкой короля. Жанна говорит (без всякого стеснения вплетая в клевету своих подопечных, которым впоследствии это сильно аукнется), что Грандье заключил договор с дьяволом и навел на нее морок. Она придуряется совершенно неестественно, но для Лабордемона это является хоть какой-то зацепкой. В Лудене разыгрывается чудовищный фарс, который со временем превращается в настоящее безумие: богомерзкие акты "экзорцизма" ломают хрупкую клетку, созданную человеческим разумом, и высвобождают хаос. Самое темное "коллективное бессознательное" вырывается на волю, и в Лудене воцаряется тьма… Впрочем, подобное было всегда, а фильм "Дьяволы" – лишь иллюстрация единичного случая.

Проще всего было бы назвать фильм антиклерикальным. Он вызвал негодование в католической Италии (что, конечно, случилось не без влияния Ватикана), но даже Британия с ее англиканской церковью и протестантами слегка офонарела. Рассел остро ткнул шпагой: в фильме порицается корыстолюбие, цинизм и бессовестность церкви... но если во времена Реформации ее корыстолюбие достигло предела, то теперь, видимо, ее корыстолюбие превзошло всякие пределы… Более того, отец Грандье, сожженный на костре, представляет собой как бы нового Иисуса Христа, ратующего в том числе и за "любовь земную", то есть, иначе говоря, это Христос более широких, "демократических" взглядов. Он – один из мучеников нового мира, борец за свободу, которая не только "там", но и "здесь". Фильм, конечно, не является антиклерикальным. В нем всего лишь озвучивается мечта об обновлении церкви, о приходе нового мессии, которым, разумеется, герой фильма никоим образом не является и с которым, естественно, он себя и не думает идентифицировать. "Дьяволы" – финальный продукт эпохи хиппарских 60-х, которая исчезла безвозвратно.

В общем, в 1971 году Кен Рассел снял фильм-памфлет на историческую тему, причем сделал это, как обычно, в стиле бешеной фантасмагории, которая в данном случае имеет еще и отличную драматическую основу… что, следует заметить, Расселу не очень-то свойственно.





P.S. См. также рецензию на фильм Ежи Кавалеровича на ту же тему "Мать Иоанна от ангелов".

(26.09.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: