Неимоверно странные существа, переставшие жить и ставшие полузомби!!? / The Incredibly Strange Creatures Who Stopped Living and Became Mixed-Up Zombies!!? (1964)
Режиссер:
Рэй Дэннис Стеклер. Сценарий: Джин Поллок, Роберт Силлифант, Е. М. Кевке, Оператор: Джозеф М. Маскели, Композиторы: Либби Куинн, Андре Бруммер.
В главных ролях: Рэй Дэннис Стеклер, Кэролин Брандт. В ролях: Бретт О’Хара, Атлас Кинг, Шарон Уолш.
Интересные факты о фильме:
Одним из первоначальных названий фильма было "The Incredibly Strange Creature: Or Why I Stopped Living and Became a Mixed-up Zombie" ("Неимоверно странные существа, или Почему я перестал жить и стал полузомби"). Голливудский мейджор "Коламбия пикчерс" пригрозила режиссеру и сценаристу фильма Рэю Деннису Стеклеру судом, сочтя, что название фильма слишком похоже на название готовящегося к выходу нового релиза Стенли Кубрика "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу". Стеклер был настолько потрясен тем, что "Коламбия" может иметь какие-то претензии к трэшу стоимостью 38 тыщ долларов, что позвонил на студию и потребовал к телефону Кубрика. Кубрик долго не хотел идти общаться хуй знает с кем, но все-таки трубку взял. Стеклер озвучил ему новое название своего фильма. Кубрик сказал: "Ну ладно, чё".
Во время показа фильма в редких кинотеатрах, тамошние работники одевались как зомби из фильма.
Актриса, исполнявшая главную роль, во время съемок вышла замуж за режиссера.
Дмитрий Савочкин:
Неимоверно странное кино, переставшие быть кино и ставшие полузомби!!?
У нас на экранке такое время от времени случается: польстившись на какой-нибудь золотой медяк, мы выкапываем из-под земли целый сундук, который оказывается всего-навсего средневековым мусорным баком. Трёхэтажное название, и современные зомби для картины середины шестидесятых выглядели достаточно интригующе, а к фильмам из "Bottom 100" и-мэ-дэ-бэ мы всегда были неравнодушны, но оказалось, что кроме названия в фильме больше нет ничего ни интересного, ни интригующего.
Сюжет пересказывать даже как-то странно: кажется, что весь его пересказ сможет уложиться в пару предложений. В фильме почти ничего не происходит: камера долго следит за второстепенными персонажами только для того, чтобы вдруг их убить, и перейти к следующему. В перерывах показывают чудовищно долгие номера урюпинской самодеятельности с голыми женскими ногами. Ну что, по меркам начала шестидесятых — почти порно. Типичный, такой, эксплотейшн.
Скажу только ещё о главной, так сказать, фишке фильма: неимоверно странных существах. Неимоверно странными существами (они появляются в кадре за 10 минут до конца фильма — ну, всё по Спилбергу, акулу нельзя показывают, ею надо дразнить) оказались люди с горбами и лицами, изуродованными какой-то жидкостью (колдунская кислота). Они перестали жить (если верить названию) и, должно быть, превратились в mixed-up zombies. Такие дела.
Фильм в первую очередь привлекает названием, но и помимо названия о нем есть что сказать. Немного, правда.
Дело в том, что этот фильм, неплохой, в общем-то, вызывает когнитивный диссонанс.
На синемаскопе, где я его взял, обращают внимание на хорошую работу операторов, один из которых потом получил "Оскара" (не за этот фильм, конечно), а другой написал популярный учебник по киноискусству. Я думаю, что и без синемаскопа обратил бы внимание на операторов. Снято действительно очень здорово; особенно, например, стоит обратить внимание на американские горки в начале фильма. Катание на этих горках снято радикально, как не в каждом инди-фильме сейчас.
Вообще, иной раз между сценами с так называемым экшном вылезет такой пейзаж, что просто дух захватывает
Многое снято очень хорошо с точки зрения темпа, камера не прыгает как бешеная, но, с другой стороны, и не снимает по пять минут одну картинку, как у какого-нибудь Экономидеса или Бакурадзе. Это, конечно, заслуга монтажера тоже.
Монтаж вообще замечательный. Тоже довольно радикальный, временами слегка напоминает монтаж фильмов двадцатых годов. Здесь он, кажется, немного неуместен, в жанровом кино смотрится странно.
Сюжет (для фильма о зомби) довольно здрав и выстроен — гадалка на ярмарке для неизвестных целей превращает людей в полузомби, опрыскивая их каким-то ядом; помимо того, она еще обладает даром гипноза. Главный герой под гипнозом сначала убивает разных людей, которым не повезло увидеть полузомби, а потом сам становится полузомби. Потом полузомби все сбегают, их легко отстреливают (потому что ведь, строго говоря, они скорее живы, чем мертвы; поэтому же они бегают раз в пять быстрее, чем зомби в стандартных фильмах про зомби). Ну и там еще любовная линия между главным героем и его девушкой, друг главного героя, мать и брат девушки, танцовщицы и т.д.
Упомянутый же ранее диссонанс возникает в связи с тем, что, хотя все так хорошо сделано — операторская работа, монтаж, сюжет — общее впечатление такое, что микроскопом не то что забивают гвозди, а забивают их шляпкой вниз.
Все это от общей дебильности сюжета, конечно. Когда человек хочет посмотреть на зомби, ему не нужны вот эти всякие революционные монтажи, ему нужно побольше беготни. Монтаж вроде бы пытается передать измененное сознание главного героя, но как-то уж очень артхаусно. То же самое с сюжетом: переживания героя по поводу того, как ему дальше жить с девушкой и убил он танцовщицу или не убил были бы вполне уместны в нормальной инди-психодраме, но не в ужастике.
Говоря, что монтаж, съемка или там сюжет были бы уместны в хорошем независимом фильме того или иного жанра (кстати, разных жанров!), я имею в виду — при дополнительном допущении — что актеры играют хорошо. В рассматриваемом же фильме актеры играют плохо, что добавляет в упомянутую смесь жанров еще и не предусмотренную авторами комедию. Ну, вроде кто-то играет сносно, но мужские персонажи, по крайней мере, в самом начале, пока не увлечен сюжетом, играют примерно так: начинают говорить через полсекунды после того, как на них наедет камера, при этом находясь в неестественной позе оттого, что (это заметно по лицу) пытаются вспомнить, что было написано в роли, импровизировать не решаются. В общем, играют неестественно (по крайней мере, так кажется). Потом впрочем, к этому привыкаешь и уже не обращаешь особого внимания.
Еще хочу сказать, что очень необычное лицо у главного героя, мне очень нравится. Сразу и не скажешь, что это режиссер. А если об этом знаешь, это, наоборот, многое объясняет.
Поскольку я смотрел фильм в полудрёме, иногда переходящей в глубокий сон, сказать мне о нем особо нечего. Из того, что уловил… ну, это история о мезальянсе: молодой бездельник – и дочь представителей среднего класса… Еще чуть-чуть – и мы бы получили "Сладкоголосую птицу юности" Р. Брукса. Как только герой фильма начинает заглядываться на других баб, просто заглядываться – ничего более, его начинают преследовать неприятности, он превращается в полу-зомби. Его заражают безумием, но оно проявляется лишь тогда, когда перед глазами начинают крутиться спирали типа как в мультиках, когда показывают безумие. В конце фильма герой, пребывающий в исступлении, будет скакать в прибое, по мокрым камням, что, конечно же, напоминает финал классического фильма Дэвида Уорка Гриффита "Путь на восток". А теперь, поумничав, я отправляюсь на боковую. Пока!