В главных ролях: Томми Бергрен, Мона Сейлиц, Вилли Андреасон. В ролях: Ларс-Леви Лестадиус, Хенри Ольханс, Райнер Мит, Джюли Бернби, Арне Лейф Нильсен, Пернилла Аугуст и др.
Интересные факты о фильме:
Шведские критики смешали фильм с землей и полили сверху говном, и Рой Андерсон после этого четверть века не снимал полнометражных фильмовВерсия для печати
Про этот фильм я решил написать только потому, что смотрел вчера "Объезд" с Энн Сэвидж, и один мотив напомнил мне "Гилиапа". Этот мотив довольно универсален. В "Объезде" женщина, работающая певичкой в ресторане, заебывается от беспросветной жизни и уезжает пытать счастья в Голливуд, оставляя Своего Любимого. В "Гилиапе" женщина, работающая официанткой и горничной в отеле, заебывается от беспросветной жизни и уезжает пытать счастья на побережье, оставляя Своего Любимого.
В "Объезде" отъезд женщины является спусковым крючком — он заставляет любимого поехать автостопом и стать жертвой дорожных обстоятельств. В "Гилиапе" отъезд женщины — тоже запускает какие-то действия, но в основном завершает — потому что уезжает она почти в самом конце фильма. Таким образом, почти весь фильм "Гилиап" показывает нам как бы причины того, почему женщины склонны срываться с места и искать себе новой жизни. Главным героем "Гилиапа" является безнадежность, а в "Объезде" она включена в предысторию.
"Гилиап" — серьезное кино, психологическая драма, не про девушку вовсе, а про ее любимого, который работает в этом отеле официантом. Фильм описывает будни персонала отеля, в этом он отчасти похож на "Америку" Кафки и даже на ее экранизацию. Снят он с фирменной скандинавской безысходностью, помимо Кафки, очень напоминает кусками Кнута Гамсуна, примерно "Голод".
Вот, кстати, да. Представьте себе помесь Кафки и Гамсуна — это нечто невообразимое, конечно, но попробуйте — примерно это и хотел, кажется, передать режиссер. С чуть большею живостию, наверно, чем у них обоих. Там довольно много абсурда, правила жизни жестко заданы (это от Кафки). Люди соблюдают непонятные правила, тайно переглядываются, смеются чему-то своему. В общем, непонятный и пугающий мир.
Добавьте еще немного нового немецкого кино, какого-нибудь раннего Фассбиндера (здесь есть даже длинный беспонтовый монолог женщины, характерный для всех фильмов этого течения), и вы абсолютно точно поймете, что это за кино.
Понятно, в фильме описанного типа об экшене даже речи идти не может. Все вяло и мертво. Все действия обречены на неудачу. Эта неудача поддерживается даже сюжетом: некоторые герои в какой-то момент решают совершить преступление и долго его продумывают, а когда дело доходит до практики, терпят мгновенное поражение. Вообще весь фильм — история поражений. Главным героем фильма является не Анна и не Гилиап, а неудачи. Это фильм, в котором ни у кого ничего не получается. Задуманные планы не сбываются даже у самодура-хозяина отеля, который вроде как наживается на рабочем классе, во всяком случае, живет лучше прочих. Одни несбывшиеся планы сменяются другими несбывшимися планами. Прямо как у тебя, дорогой читатель. Это жизнь такая. Во всяком случае, я, в том возрасте, когда читал Гамсуна (мне было лет 18, наверно) так жизнь и воспринимал — как историю несбывшихся надежд. Ну и все там очень грустно и томительно.
От этой безысходности женщина и уезжает все-таки. Ее отъезд, как и в "Объезде", тоже является спусковым крючком, после которого фильм идет, по крайней мере сюжетно, поживее (ну, по крайней мере, меняются декорации). Место действия последних сцен — морское побережье, где, в отличие от отеля, нет затхлости, а есть ветер, нет постоянной ночи и клаустрофобии, а есть день и простор. Впервые появляется надежда, что герои смогут, наконец, сделать что-то настоящее. Очень хорошо режиссеру удалось показать, как поменялась атмосфера. Прямо круто видна надежда, ее визуализация, олицетворение, что ли.
И вот тут-то Андерсон включает своего Фассбиндера и заканчивает фильм так, как заканчивают его все режиссеры нового немецкого кино.