Режиссер:
Джон Лэндис, Стивен Спилберг, Джо Данте, Джордж Миллер. Сценарий: Джон Лэндис, Ричард Мэтисон, Мелисса Мэтисон (3-й эпизод снят по рассказу Джерома Биксби), Операторы: Аллен Давио, Джон Хора, Стивен Ларнер, Композитор: Джерри Голдсмит, Продюсеры: Джон Лэндис, Стивен Спилберг.
В главных ролях: Джон Литгоу, Дэн Эйкройд, Альберт Брукс, Вик Морроу, Скэтмэн Крозерс, Кэтлин Куинлен, Джереми Лихт.
Награды: "Академия НФ, фэнтези и хорроров" — лучший актер второго плана (Джон Литгоу)..
Интересные факты о фильме:
Актер Вик Морроу погиб на съемках фильма из-за того, что вращающиеся вертолетные лопасти, которые во время выполнения взрыва-спецэффекта вышли из-под контроля технического персонала, на полной скорости отрезали ему голову. Во время этого эпизода погибли так же двое детей-азиатов — Мик Дин Ли (7 лет) и Рене Чен (6 лет). Это событие привело к уголовному разбирательству, разрыву дружеских отношений между Спилбергом и Лэндисом и стало катализатором для пересмотра и изменения законодательства США в сфере детского труда и мер безопасности, применяемых на съемочных площадках.
Создатель телесериала "Сумеречная зона" виден в начале фильма в отражении глаза.
Исполнительный продюсер Фрэнк Маршалл сыграл одного из техников аэропорта в последнем эпизоде.
Интерьер самолета позаимствован из декораций к "Угонщику самолетов" (1972, реж. Джон Гиллермин), также были добавлены штормовые спецэффекты.Версия для печати
Киноальманах состоит из четырех эпизодов, созданных четырьмя маститыми режиссерами. Причем лучшие эпизоды сняты "наименее маститыми" перцами, – Джо Данте только недавно заявил о себе хоррором про оборотней "Вой", а Джордж Миллер и вовсе только вчера прикатил в Голливуд на волне международного успеха "Воина дорог".
Но обо всем по порядку:
Джон Лендис снял длинный и не очень прикольный пролог, который будет закольцован с последними кадрами последнего эпизода, а также ему принадлежит 1-й эпизод. В этом эпизоде рассказывается про немолодого белого нациста, который допизделся и попал в "сумеречную зону". Выйдя на секундочку из бара, он оказался в нацистской Германии. Причем в качестве еврея. Нацисты его замучили, загоняли… Он умер – и попал на "заседание" ку-клукс-клана, уже в качестве негра. Снова умер – и попал в джунгли Вьетнама. "Косоглазый" нацист нарвался на американский патруль, был расстрелян и взорван гранатой. Снова умер – и попал обратно в нацисткую Германию. Здесь сумеречная зона дала некий сбой. Его затолкали в вагон, чтобы отвезти в Дахау… и тут двери в здании напротив открываются, и он видит, как оттуда оттуда выходят его приятели (за их спинами – теплый уютный интернациональный бар). Он их зовет, но они его не слышат и не видят, ведь он в сумеречной зоне… Морализаторский, несколько наивно выглядящий и наивно снятый эпизод. Впрочем, фильмы Лэндиса никогда не отличались визуальной изысканностью…
…в отличие от фильмов Спилберга. Хотя и Спилберг снял занудную, слащавую историю (он это любит) про стариков из дома престарелых, которые не разучились мечтать, а потому им смог помочь заезжий "фокусник и маг": с помощью волшебной консервной банки и игры в прятки он вернул им детство, но, однако же, оставил выбор: либо начать жизнь заново, либо смириться с "настоящим" возрастом. В роли фокусника снялся Скэтмэн Крозерз, действительно выглядящий магически и обладающий "сиянием". Узнаете его по скриншоту? Да, именно он сыграл негра в "Сиянии" Кубрика.
Первые два эпизода – откровенные сказочные, и, как в каждой сказке, в них заключена мораль. Ко счастью, Джо Данте и Джордж Миллер не стали заморачиваться общечеловеческими ценностями, и сняли две чистые фантасмагории, одна краше другой. Данте рассказал историю в кислотных тонах о молодой симпатичной школьной училке, которая знакомится в дороге с неким странным мальчиком. Случайно зацепив бампером его велосипед и снабдив переднее колесо двухколесного транспортного средства отличной "восьмеркой", она решает отвезти Энтони домой. Дома она встречается с карикатурно-счастливой семьей, будто сошедшей с экранов телевизоров. Домочадцы ведут себя в высшей степени странно – лебезят перед пацаном и даже как будто его побаиваются. Они беспрестанно смотрят мультики и пичкают себя бутербродами с ореховым маслом. Ну, а потом начинается нечто невообразимое.
Самый же лучший эпизод, динамичный до сумбура, снятый преимущественно на ручную камеру, принадлежит Джорджу Миллеру. Что ж, от постановщика двух "Безумных Максов" все как раз и ждали какого-то особого, прежде невиданного драйва. Джон Литгоу блестяще играет истеричного пассажира самолета, попавшего в грозу. Автор книжки по программированию, вроде бы ученый человек, начинает подозревать, что на крыле самолета сидит какая-то тварь и грызет двигатели. Это совершенно сносит ему крышу. Эпизод Миллера – это смесь триллера с хоррором и в то же время черная комедия и пародия на фильмы катастроф. Если вы заснули на первых двух эпизодах, то третий заставит вас протереть глаза, а четвертый – взбодрит окончательно.