Награды:
1984 — ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль) — приз и диплом за режиссуру (Никита Михалков) 1984 — МКФ в Вальядолиде -приз Испанской федерации киноклубов (Никита Михалков) 1983 — МКФ в Москве — приз FIPRESCI (Никита Михалков).
Когда Никита Михалков не изображал барина, то снимал отличные драматические фильмы. Сейчас об этом как-то подзабыли, смутившись сетевыми выступлениями и прочими манифестами Михалкова, но это было! "Без свидетелей" — камерное кино, действие которого происходит на территории небольшой квартиры женщины (Купченко), от которой ушел мужчина. Променяв ее на дочь партработника, бросив покорную героиню ради карьеры, он тем не менее постоянно захаживает к ней, словно к себе домой. Теперь, когда она собирается замуж за ученого, на которого герой в юности состряпал анонимку, мужчина не может успокоиться, подличая, выведывая и стараясь отвратить грозящую ему опасность.
"Без свидетелей" показывает столкновение двух различных миров. Герой продал семью, влился в ряды карьеристов, его окружает "могущественная теща" и тесть, которому он моет машину. Зато дела пошли в гору, вранье и копирование принимают как научные труды, он приглаживает пиджак на животе и несмешно, отталкивающе балагурит. Вся его жизненная история становится очевидной, вытекая из неприятных повадок, высокомерия, загримированного под лживую заботу, пьяных прибауточек. Он весь соткан из ужимок, лжи, интрижек. Героиня же живет только сыном. Годы она ждала, что "захаживающий" муж к ней вернется, но этого так и не произошло. Долгое время она наблюдала его постепенное падение, подошедшее к концу прямо перед нашими глазами. Невероятно точно показано, как простые фразы, любовь к сыну трансформируются в голове у героя в коварный план, в котором женщина то пытается воздействовать на него, то старается отнять власть, то хочет вернуть. Что бы она ни сказала, для нечистого совестью мужчины это обвинение или преследование, важный намек. Герои схватываются не на жизнь, а на смерть.
"Без свидетелей" — театральный фильм, но экран ему не жмет. Монологи героев, на которых внезапно останавливается круг света, слишком прямо, но мощно проясняют позицию каждого из них. Актерская игра, идея, воплощение — все здесь на высоте. Как Купченко в роли тихой любящей матери, так и Ульянов в роли подлеца весьма хороши. Самое главное, что после отвратительных сцен откровений героя Михалков не отказывает зрителю в долгожданном катарисисе.