В главных ролях: Ингрид Тулин, Гуннель Линдблум. В ролях: Биргер Мальмстен, Хокан Янберг, Ёрген Линдстрём.
Награды: Guldbagge Awards — лучший фильм, режиссер, актриса (И. Тулин)..
Интересные факты о фильме:
Фильм вышел без купюр, поскольку главный цензор был в отпуске, и сразу привлек огромную аудиторию, став самым посещаемым фильмом режиссера. Соответственно, разгорелся скандал. Бергман с горечью говорил, что фильм привлек самую нежелательную для него аудиторию. Считается также, что "Молчание" пробило брешь в стене "кино-секс-цензуры" Швеции.Версия для печати
Классный фильм. Бергман фиксирует на пленке сновидение. Мощная серия образов, нанизанных на почти бесплотную нить сюжета. Поначалу ничего не ясно, а режиссер не спешит вносить ясность. Понятно только то, что две женщины и мальчик, сын той, что помоложе, едут куда-то в поезде. У той, что постарше (позже выяснится, что ее зовут Эстер, а младшую – Анна) то ли чахотка, то ли туберкулез. Она кашляет кровью, она потеет. Анна выставляет Йохана из купе, закрывает двери. Мальчик смотрит за окно, мимо едет товарняк. Перед окном мелькают танки, танки, танки. Они приезжают в какую-то захолустную европейскую страну, по-видимому, находящуюся на грани войны, и поселяются в гостинице. В одной комнате – мамаша с сыном, в другой – Эстер…
Таинственная география места, таинственное время, а точнее безвременье — хотя героини одеты по моде начала 60-х. Странный пустой отель. Бесконечные коридоры, залитые светом. Заботливый старик-портье, вдумчиво бормочущий на своем языке, ухаживает за больной Эстер и забавляет мальчика показом фотографий, где изображены похороны (возможно даже, что его собственные). Постояльцев немного: уже известная нам семья, да цирковая труппа карликов-испанцев.
Фильм представляет собой нечто вроде проявляемой фотографии. Из молчания и ничего не значащих для зрителя фраз, похожих по смысловой нагрузке на иностранное бормотание старика-портье, к концу фильма вырисовывается четкий фотографический образ неполной и в принципе несчастной семьи, находящейся в вечном движении и пытающейся разорвать давно утомившие всех связи. Анна постоянно сбегает из отеля не потому, что жаждет новых впечатлений, а потому, что ей давно опостылела старшая сестра Эстер, умная и образованная; сына же она предпочитает не замечать, — он для нее обуза, ко счастью, не слишком значительная. Анна быстро заводит любовника на вечер, официанта из местном кафе, и радуется тому, что он ее не понимает. В частности, Анна изрекает следующую примечательную реплику, в которой сквозит детская обида: "Она говорит, что я толстая и мне нужно похудеть. А я люблю есть! Она бы тоже любила, если бы так много не пила. А еще я умею очень хорошо водить машину. Очень хорошо! Это даже Эстер признаёт".
В роли Эстер – Ингрид Тулин. Артистка в одинаковой мере умеет вызывать как жалость, так и легкий, потаенный ужас, когда зритель "застаёт" ее во время сна или, например, подглядывает, как она мастурбирует. Сухой рот, "неосознанные" движения нижней челюстью, какие-то похрустыванья в скулах, потрескиванье лицевых мышц… жуть.
Потрясающе текучее движение камеры Свена Нюквиста, восхитительная игра теней и света. Отметим также эмбиентный саунд, столь любимый Дэвидом Линчем, который занимает здесь почетное место наряду с тихой "небесной" музыкой И.-С. Баха и Тишиной. Словом, классный фильм; определенно один из лучших сновиденческих фильмов ever!