Помню как еще босоногим мальчонкой, в начале 70-х, бегал с другими пацанами в кинозал на этот фильм. Мы бегали каждый вечер, всё время проката "Фантомаса" в соседнем селе, где находился дом культуры. Кругом колосится рожь, ржут красные кони, шуршат листвой березки, а мы бежим, не сбавляя темпа километров 12, чтоб не опоздать.
Сейчас, конечно, нет таких фильмов, чтоб можно было вот так спешить на них. Нет таких героев, как Фантомас, нет таких красивых женщин, как подруги Фантомаса, в которых мы влюблялись, хотя и боялись, как бы вездесущий и всевидящий Фантомас не накостылял нам по шеям, и нет таких смешных, глупых, но очаровательных персонажей как инспектор Жюв в бесподобном исполнении величайшего французского комика Луи де Фюнеса. Разве сравнятся с ним современные паяцы-пепелацы?
И это притом, что смотрели мы фильм в отвратительнейшего качества копиях — сам-то фильм цветной, но у нас были копии черно-белыми, и по экрану будто б шел тропический дождь. А и то, смешно даже слышать, когда сегодняшнее поколение жалуется на "экранки". Не в экранках дело, а в низком качестве фильмов. Фильму никакое качество записи не поможет, если он лишен содержания, если режиссер — неумеха, сценарист — лоботряс, актеры — бездельники. Сейчас каждый дурак может фильм снять. И снимает! Да похоже, что кроме дураков, никого в кино и не осталось. Мастера, вроде Андрея Юнебеля и Жана Маре, умерли, и некому стало учить, некому в толоконные лбы неофитов хоть толику разума вбить.
Больше всего мы любили последнюю серию трилогии, "Фантомас против Скотланд-Ярда". По вполне понятным причинам. Полюбившиеся герои все на месте, а вот спектр их бурной, как стихотворение Вениамина Шекспира, деятельности охватывает две заграничные страны: Францию и Великобританию. То есть нам, простым деревенским ребятам, никогда в жизни не выбиравшимся за пределы Шира, предоставлялась уникальная возможность попутешествовать в фантазии (а она у нас была очень богатая, не то что у нынешних задротов, которым все преподносится на блюдечке) сразу по двум европам — западной и очень западной, островной. Конечно, поражал воображение настоящий готический замок, возведенный в шотландских долах, куда прибывает полицейский Жюв и важные господа, чтобы всех их надул ловкий и смелый Фантомас!
Инспектор Жюв, нацепивший шотландскую юбку, килт называется, вызывает неизменные приступа хохота, а прекрасные женщины в вечерних платьях, неизменное восхищение. Но еще очень большое любопытство производили на наши впечатлительные души фокусы со столом и планшеткой, спиритация, медиувизм, истории с привидениями. Конечно, можно было догадаться, что это все подстраивал проворный и умный Фантомас, воспользовавшись новейшими достижениями современной техники, но что-то было притягательное для нас, взращенных атеистами детьми, в показе сверхъестественных событий. Естественно, что потом мы самостоятельно выпиливали лобзиками планшетки и проводили спиритические сеансы, не особо надеясь на успех. А он был. Так, например, мы общались с Пушкиным, Александром Сергеевичем. Но это уже неважно, особенно если поглядеть на современных мальчуганов, которые не знают, как взяться за молоток, как пользоваться рубанком, пассатижами, а только и умеют, что дрочить компьютерную мышь.
Когда пересматриваешь в редкие минуты досуга "Фантомас против Скотланд-Ярда", понимаешь, что жизнь безвозвратно изменилась. И явно не в лучшую сторону. Как же не хватает нам сейчас таких вот фантомасов, — и в кино, и в общественно-политической жизни! Этот мир необходимо поменять, но сделать это могут только такие отважные и храбрые смельчаки-одиночки как Фантомас в исполнении великого Жана Маре.